22 ноября исполнится 10 лет с начала предыдущей политической революции в Украине, названной «Майданом» в честь многодневной протестной акции на площади Независимости. Годовщины этого события при Президенте Викторе Ющенко пытались ставить в один ряд с Днём Независимости, при Викторе Януковиче – вычеркнуть из памяти, а при нынешней власти – обещают помянуть, но не сильно, чтобы не заслонить значение потрясшего минувшей зимой «Майдана-2». Но среди обычных горожан сейчас вижу противоположный уклон: про первый Майдан предпочитают вспоминать не сторонники Ющенко, а скептики обоих Майданов, считающие силовой путь смешения власти – ошибкой. Один из таких, живущий в нашем доме, на днях огорошил вопросом: «И как Вам понравился предпраздничный отчёт Гонтаревой?»
Я не знал, о чём речь и сосед пояснил, что имел в виду интервью нынешнего председателя НБУ на «5 канале». Ту передачу я не смотрел, о чем честно признался к разочарованию собеседника: он явно хотел выговориться, но довольствовался мрачноватым замечанием, что нынешние финансовые проблемы Украины чреваты «третьим Майданом». И я под впечатлением этого разговора нашёл в Интернете информацию про указанное выступление нынешнего председателя Нацбанка Валерии Гонтаревой – мысли навевает не праздничные.
Вместо отчёта о достижениях за период своего руководства нынешняя глава НБУ пыталась «валить на предшественников», будто следуя первому совету из известной байки про три конверта чиновника. При этом госпожа Гонтарева явно промахнулась адресом, переводя стрелки не на Степана Кубива, виновного в весеннем падении курса гривны, а на тех, кто этот курс удачно удерживал почти четыре года – на Сергея Арбузова и Игоря Соркина. Вместо благодарности им за поддержание доверия к финансам Украины даже в период трехмесячного политического кризиса, нынешняя шефиня НБУ, как в известной поговорке, взялась «валить с больной головы на – здоровую». И этим заронила смутные подозрения о поиске «крайних» за нежеланный «здобуток»: обменный курс гривны к доллару упал после отставки команды Арбузова с 8,2 до 16,9. Кого – винить: конечно – «невестку», как троллит украинский фольклор! Хотя данные финансовой статистики наглядно показывают, что при домайдановских руководителях НБУ его действия были эффективней.
Убийственную разницу важнейших показателей привёл экономический эксперт Александр Охрименко в своем блоге на сайте «Корреспондент.net». Например, в октябре этого года за 1 месяц было потрачено на поддержание курса гривны – аж 3,8 миллиардов долларов США, тогда как при Сергее Арбузове тратили в среднем 0,3 миллиарда (почти в 13 раз меньше). При том, что тогда его падения не допускали, а сейчас – ополовинили платежеспособность меньше, чем за год…
Другой пример: в октябре НБУ распродал треть золотого запаса в виде слитков банковского золота. А накопили их для укрепления доверия к гривне и банковской системе Украины – в бытность главой НБУ… Сергея Арбузова. То есть очевидны два противоположных подхода в проведении политики НБУ: вместо прежнего накопительства («собирания резервов») занялись расточительством… При этом обозреватель Охрименко обратил внимание на показательный штрих: при Арбузове золото скупили в выгодный момент – когда оно сильно подешевело на мировых рынках и в результате потом получили «прибыль» стоимости золотых резервов; зато нынешние распродажи золота, будто нарочно, затеяли в период падения мировых цен, чем усугубили потери этой операции «избавления» от драгоценного металла…
Примером нынешнего расточительства является и тактика торгов валютных НБУ на межбанке. Растратив в октябре 3,8 миллиарда долларов смогли хотя бы отсрочить (до окончания выборной кампании) обвал курса гривны, но после того, как он случился – продолжать долларовые «интервенции» уже не имеет политического смысла и на это не хватит остатков золотовалютных резервов НБУ. Однако управляющие Нацбанка те не менее продолжают распродажи, подбрасывая скупщикам каждую неделю еще по 5-10 миллионов долларов, что не оказывают существенного влияния на ход торгов и курс гривны, а значит это – пустое «марнотратство»…
Ещё одну разницу в финансовой политике, акцентировал сам Сергей Арбузов в недавнем интервью: он не вводил, как стали практиковать сейчас, физических ограничений по объемам покупки иностранных валют, понимая, что это лишь спровоцирует ажиотаж и уход торговли на черный рынок. Вместо этого в период кризиса вводили фиксацию в обменниках паспортных данных покупателей валюты, что помогло унять активность валютных спекулянтов. Но такой успешный опыт Валерия Гонтарева использовать не спешит, предпочитая манёвры рискованные и сомнительные, включая, содействие банкротствам частных коммерческих банков. Зачем, ради чего или кого? Об этом нынешняя «банкир №1» предпочитает не говорить, переводя стрелки на «попередников»…
Не удивительно, что финансовые новости от НБУ теперь более похожи – на фронтовые и никак не годятся для предпраздничного отчёта. Слишком явно финансы Украины начали «петь романсы». Хотя не такого поворота событий желали большинство активистов обоих Майданов… |