Украина в 2000 году: ракетный удар по Броварам и скандал с деньгами остарбайтеров
Наша экономика впервые с начала 90-х показала рост, в школах ввели 12-балльную систему оценок, а ЧАЭС закрыли.
1.ПЕРВЫЙ ГОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В 2000 год Украины входила на нарастающей волне экономического роста, первые признаки которого наметились в последнем квартале 1999 года. По итогам года объем промышленного производства вырос на 12,4%. Это потянуло за собой и всю экономику в целом: год, впервые с начала 90-х, закончился с ростом валового внутреннего продукта — на 5,9%.
Параллельно с этим продолжающаяся довольно жесткая финансовая политика НБУ привела, наконец, к стабилизации курса гривни. В начале года доллар еще дорожал, достигнув в феврале максимума — чуть не дойдя до 5,8 грн., но после этого его курс пошел вниз и к маю оказался в районе 5,5 грн. И примерно на этом уровне (плюс—минус с десяток копеек) сохранялся в ближайшие годы.
Основных факторов роста было несколько. Во-первых, рост мировых цен на основной экспортный продукт Украины — сталь. Во-вторых, бурный экономический рост у основного импортера нашей продукции — России. В-третьих, большинство крупных предприятий страны к тому времени обрели собственников, которые начали наводить там порядок — пресекать воровство менеджмента, отсекать дармоедов-посредников. В-четвертых, большой рост демонстрировало сельское хозяйство. Во многом из-за роста внутренних цен на продукты питания (из-за этого инфляция достигла рекордных для всего десятилетия «нулевых» показателя в 25,8%), отчасти за счет введения льготного налогообложения, отчасти — за счет прихода на землю инвесторов, которые начали ставить под свой контроль расформированные в конце 99-го КСП (бывшие колхозы и совхозы). В-пятых, выплаты долгов по зарплатам и пенсиям, а также прекращение после реформ Тимошенко засилья бартерно-зачетных схем наполнило экономику живыми деньгами, что начало поднимать внутренний рынок. Люди стали больше покупать, у предприятий появились живые деньги.
К слову, реформы Тимошенко имели интересный побочный эффект: после ликвидации бартерно-вексельной вакханалии закончилась эра господства киевских компаний-энергопосредников. В выигрыше оказались финансово-промышленные группы юго-востока страны — в первую очередь из Донецка и Днепропетровска, которые занимались реальным производством и имели живые деньги, полученные от экспорта продукции (той же стали). Именно они через некоторое время стали определять экономическую (и не только) политику Украины.
2. ЧАЭС ЗАКРЫВАЮТ НАВСЕГДА
В марте Кабмин принял постановление о прекращении эксплуатации Чернобыльской АЭС. Остановку превратили в шоу: 15 декабря в 13.15 глава государства из столичного Дворца «Украина» отдал соответствующую команду, по каналам евровидения зрители в прямом эфире наблюдали за поворотом ключа, останавливающего третий реактор (1-й блок был остановлен в 1996-м, а 2-й блок — в 1999 году). Этому предшествовали торги со странами Запада. Кучма при каждой возможности заявлял, что обязательства по закрытию АЭС должны выполнять и страны Запада. А спикер Иван Плющ на встрече с послом США Карлосом Паскуалем пообещал инициировать пересмотр решения, если не продолжится финансирование нашей ядерной энергетики. Рада даже приняла постановление, в котором предложила правительству отложить закрытие на четыре месяца. В итоге Западу консервация мирного атома в Украине обошлась более миллиарда евро в виде грантов ЕБРР. Сейчас на ЧАЭС работает около 3000 человек. А Украина опять собирает деньги — на дополнительный саркофаг и хранилище отработанного ядерного топлива. Из необходимых 740 миллионов евро набрали уже более полумиллиарда. Новое укрытие планируют построить не ранее 2015 года. Полное же закрытие ЧАЭС займет почти сто лет.
3. РАКЕТНЫЙ УДАР ПО ЖИТЕЛЯМ БРОВАРОВ
Дата 20 апреля вписала еще одну трагическую строку в историю украинских Вооруженных сил — средь бела дня в жилой дом в центре города Бровары, рядом с Киевом, угодила тактическая ракета «Точка-У» класса «Земля — Земля». Она была запущена с Гончаровского военного полигона, дислоцированного в Черниговской области, и поразила квартиры восьми из девяти этажей, разрушив плиты перекрытия. Снаряд рухнул на крышу жилого дома по улице Независимости, прошел сверху донизу и в щепки разнес деревянные столы в паспортном отделе на первом этаже. Три человека скончались от осколочных ранений, еще пятеро были травмированы. Примечательно, что, по словам офицеров-артиллеристов, это был 13-й пуск ракеты «Точка-У» в Украине... Позже установили, что в долго хранимой ракете от времени изменилась структура порохового заряда, произошел переход в жидкое состояние, при этом получилась смесь, которая при возгорании взорвалась. Так как заряд находился в хвосте ракеты, при взрыве были оторваны рули, а маршевый двигатель работал. В итоге ракета летела втрое дальше, чем полагалось, в неуправляемом режиме.
По обыкновению, армейские начальники сразу же заявили о непричастности к трагедии, утверждая, что учебная ракета попала точно в обозначенную учениями цель, и даже демонстрируя ее обломки (потом оказалось, что это были фрагменты другой ракеты, запущенной за неделю до этих событий). Поэтому вначале рассматривались только версии о взрыве бытового газа и срабатывании на крыше дома управляемого взрывного устройства. И лишь спустя три дня, 23 апреля, военные признали свою вину, выразив семьям потерпевших соболезнования, и извинились. Жертвам ЧП выплатили по 2 тысяче гривен, семьям погибших — 5 тысяч (по тогдашнему курсу — эквивалент $1 тысячи). Тем, кто нуждался, предоставили другое, более комфортное жилье.
После разбора полетов в отставку отправили главкома ракетных войск и артиллерии генерала Владимира Терещенко и офицера группы боевой подготовки полковника Георгия Корнеева, первого замкомандующего войсками Северного оперативного командования генерала Валерия Пашинского назначили на нижестоящую должность. Через несколько лет расформировали всю ракетную бригаду.
4. СКАНДАЛ С ДЕНЬГАМИ ОСТАРБАЙТЕРОВ
10 октября в Ганновере правоохранительные органы Германии задержали (при попытке снять в банке 50 тысяч марок) нардепа, экс-руководителя «Градобанка» Виктора Жердицкого. Через несколько дней Жердицкого, по представлению генпрокурора Украины, Верховная Рада лишила депутатского мандата. А еще через год во Франкфурте был задержан бизнес-партнер Жердицкого Игорь Диденко. Корни этой истории таковы. 29 ноября 1994 года решением Минфина, а потом и Кабмина, в «Градобанке» открыли счет для поступления компенсации бывшим остарбайтерам от правительства Германии. Потом Минфин договорился с «Градобанком» и фондом «Взаимопонимание и согласие», что банк распоряжается средствами на этом счете в режиме оперативного управления. А затем Фонд передал банку те же средства в доверительное управление. Но после упадка и последующего банкротства банк не смог выполнить своих обязательств перед многими клиентами. И прокуратура Украины пришла к выводу, что деньги остарбайтеров были расхищены Жердицким и Диденко в пропорции 86 млн к 4 млн марок. В немецком суде многие обвинения отпали, и Жердицкому с Диденко инкриминировалось исчезновение 4 млн марок, которые они якобы присвоили в 1995 г. при помощи фиктивного кредитного соглашения. А именно — перевели деньги на счет предприятия в немецком городе Варбург, в котором они имели свои доли, и которое вскоре обанкротилось. В июне 2004 года земельный суд в Гильдесгайме приговорил Жердицкого к 5 годам и 10 месяцам лишения свободы «за злоупотребление доверием и нецелевое использование 4 млн марок», а Игоря Диденко — к 4 годам и 3 месяцам за пособничество Жердицкому. Деньги остарбайтерам выплачивали другие финансовые учреждения.
Жердицкий вышел на свободу и вернулся в Украину 1 февраля 2005 года. В 2006 году Верховный суд снял с него ряд обвинений и отменил решение немецкого суда. Жердицкий заявлял, что возродит «Градобанк», занялся возвратом ценных картин, некогда изъятых у банка, как залог за долги. Однако возродить «империю Жердицкого» в Украине пока не смог.
5. ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМОВ
В 2000 году в Киеве восстановили сразу два знаменитых собора — Михайловский Златоверхий и Успенский. Они были разрушены в 30—40-х годах. Успенский собор Киево-Печерской Лавры взорвали в 1941 году во время оккупации, а Михайловский Златоверхий монастырь разобрали в 1934—1936 годах. Инициировал восстановление Михайловского писатель Олесь Гончар. Уже весной 2000 года была открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского собора, а с начала 2001 года — Варваринский и Екатерининский пределы. Указ о восстановлении Успенского собора подписал президент Леонид Кучма 9 декабря 1995 года, а 21 ноября 1998 года митрополит Владимир заложил первый кирпич в его фундамент. Облик Успенского собора воссоздавали по фотографиям XIX века, а внутренние росписи — по акварели академика Ф. Солнцева. Освятили храм в День Независимости, 24 августа 2000 года.
6. 12-БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА В ШКОЛАХ
24 сентября указом Министерства образования в украинских школах была введена 12-балльная система оценки. Целью нововведения объявлялась гуманизация образования и прочие благости, в том числе и повышение объективности оценки знаний. При этом до конца первого полугодия в школах разрешалось использование и старой пятибалльной системы, — на усмотрение учителя. Более того, в документах министерства подчеркивалось, что учитель может применять 12-балльную шкалу только в том случае, если он ознакомлен с ее критериями и использование новой системы не вызывает у него никаких трудностей. Тем не менее внедрение новинки сопровождалось трудностями для педагогов (которые зачастую выбирали оценку, водя пальцем по таблице критериев, или сначала определялись по 5-балльной системе с переводом в 12-балльную) и частыми протестами со стороны учеников по поводу несправедливо выставленных баллов.
ЛОБАНОВСКИЙ У РУЛЯ СБОРНОЙ И ПОКУПКА РОССИЯНАМИ НПЗ
В начале года тренер киевского «Динамо» Валерий Лобановский согласился возглавить и сборную Украины. Но и под его руководством национальная команда не смогла поломать печальную для себя традицию — в третьем кряду плей-офф, за выход на Евро-2002, «сине-желтые» проиграли Германии.
Российские ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ купили два крупных украинских НПЗ — Лисичанский и Одесский. Еще ранее россияне («Татнефть») стали акционерами (около 50% акций) Кременчугского НПЗ. Маломощные Дрогобычский и Надвирнянский заводы со временем перешли в собственность днепропетровского предпринимателя Игоря Коломойского. Таким образом, россияне заняли доминирующие позиции на рынке нефтепродуктов страны.
http://www.segodnya.ua |