Можете ли Вы, уважаемый читатель, представить, чтобы поминальные молитвы сопровождались улюлюканьем и криками «ганьба»? Такого не может быть, скажете Вы, потому, что это выглядело бы кощунственным святотатством. Так думал и я, пока не стал свидетелем этому. И где? На самом святом для каждого украинца месте. На могиле Тараса Шевченко в день памяти его погребения в Каневе на Чернечей горе.
Однако обо всем по порядку. 22 мая, в воскресный день, на площади у могилы Кобзаря собралось множество народа. Все с цветами, национальными флагами, многие в вышитых блузах и рубашках. Тихо играла музыка, звучали песни на стихи Шевченко. Люди, в ожидании поминального действа, вполголоса переговаривались. Так, как это и принято на поминках. И вдруг из одной из боковых аллей на нижнюю террасу площади буквально ворвался шумный людской поток. Во главе его шли народные депутаты Мовчан, Заяц, Костенко и, может быть, еще кто-то, кого я не разглядел или не знаю. За ними, поддерживаемое десятками рук, плыло длинное полотнище национального флага. Вдоль правой его кромки выстроилась колонна пожилых и молодых людей в одностроях воинов УПА. А еще дальше развивались многочисленные партийные стяги «Свободы». В одночасье, торжественно-праздничная тишина площади была взорвана этой шумной ватагой. Лица ее предводителей были сосредоточенно серьезны, как будто их ожидала не благостная поминальная церемония, а какое-то сражение. Глядя на все это, мне подумалось, что что-то должно произойти. Об этом говорило и то, что часть свободовцев вырядилась в бандеровскую военную форму. Этим было определено идеологическое лицо пришедших, а заодно и продемонстрировано, кто в этом доме хозяин.
Помните, что творилось во Львове 9-го мая, когда ветераны Великой Отечественной войны и благодарные потомки хотели возложить цветы на могилы героев, что покоятся на холме Славы. Тогда свободовцы в черных масках учинили над ними самосуд, а львовские (и тернопольские) власти сочли личным оскорблением отдание почестей воинам, назвав эту акцию провокацией. На программе Савика Шустера одна неуравновешенная львовская дамочка, с бегающим взглядом, демонстрировала фотографию молодого человека в советской военной форме и как заведенная вопрошала: «Хіба це ветеран?».
Может и не ветеран. Хотя не исключено, что и воин, прошедший афганское пекло. Но в день памяти погибших на той страшной войне форма победителей и знамя, под которыми они сражались и гибли, были уместны. Это символы Великой Отечественной войны, символы Победы.
А скажите, зачем рядиться в форму УПА в день памяти национального гения Украины Тараса Шевченко? Что, он был участником вашего национального движения? Или, может быть, проповедовал братоубийственное противостояние? Наоборот, призывал к братолюбию: «Обнімітеся, брати мої, молю вас, благаю». Если вас так уж одолевает страсть к ряженности, одели бы партикулярные костюмы времен Тараса Шевченко. Или, на худой конец, кожухи и каракулевые шапки.
Но это, как говорится, лишь присказка. «Сказка» ожидала всех впереди. Как только началась поминальная служба, над Тарасовой горой раздалось раскатистое «ганьба». Для тысячи присутствующих это был настоящий шок. Все начали тревожно переглядываться, не понимая, что происходит. Пришли на поминки, а оказались на скандальной политической разборке. В своей немыслимой злобе кричащие «ганьба» забыли не только о Шевченко, которому, будто бы, пришли поклониться, но и о Боге, кощунствуя во время чтения Святого Евангелия.
Судя по всему, свободовских молодчиков возмутило то, что молебен правили священники Украинской православной церкви, находящейся в молитвенном единении с Московским патриархатом. А также, по-видимому, и то, что молитва провозглашалась не на украинском языке.
Из-за своего невежества они решили, что на русском, которого они терпеть не могут. В действительности, служба велась на церковно-славянском языке. На том самом, который был принят в Русской православной церкви со времен Крещения Руси Владимиром Великим. На нем служили и слушали церковные молитвы и проповеди наши предки в продолжении тысячи лет. И предки нынешних воинствующих галичан тоже, пока в 1596 г. в Бресте им не навязали унию с католической церковью.
Так отчего это вызывает такое неприятие и раздражение у нынешних националистов? Неужто они не считают историю Киевской Руси своей? А также и историю украинского казачества, которое вырвало Украину из «братских» объятий Речи Посполитой с помощью той самой церкви, традиции которой ныне продолжает Киевская митрополия во главе с Блаженнейшим Владимиром.
И, наконец, может самое важное в данном случае. На могиле Тараса Шевченко 22 мая 2011 г. звучала та самая молитва, которая сопровождала останки Кобзаря от Смоленского кладбища Петербурга до их упокоения на Чернечей горе, что возле Канева. Так неужели не стыдно предавать поруганию, в том числе, и память тех людей, которые именно на этом – церковно-славянском – языке воздавали церковные почести Шевченко на всем протяжении его последнего пути.
Какой-то непостижимый нравственный изъян присутствует в душах нынешних национально-озабоченных «борцов» за народное счастье.
После короткого молебна слово для выступлений было предоставлено Председателю Верховной Рады В.Литвину, Председателю Кабинета Министров Н.Азарову и Советнику Президента А.Герман. Их короткие речи были уважительны, что естественно, к Тарасу Шевченко и абсолютно политкорректны. И, тем не менее, они также сопровождались криками «ганьба» и улюлюканьем националистов.
Это вынудило Анну Герман напомнить этим лжепочитателям, что они не приватизировали нашего всеукраинского национального гения и не имеют особого права на него. Посмотрев на фигуру Кобзаря, она сказала: «Прости їм, Тарасе, за це святотатство, бо вони не відають, що творять». После этого прочитала молитву на украинском и церковно-славянском языках. На многих, и на меня тоже, это произвело сильное впечатление.
Боюсь, однако, что только не на тех, кому, собственно, и адресовала Анна Герман свои слова. И, конечно, вопреки евангельской сентенции, они очень хорошо ведают, что творят. Возможно, не все из той толпы, что истошно орала у могилы Шевченко. Но люди, приведшие их туда, народные депутаты, поседевшие и полысевшие от «трудов праведных» в Верховной Раде, определенно знают, что делают. Подобным образом они ведут себя в продолжении всего суверенного существования Украины.
Уже пора называть вещи своими именами. Никакие они не национал-демократы. Поведение их абсолютно тоталитарно по своей природе. Только они знают, какой быть Украине, и как ее надо любить. Они же определяют, кто в нашей стране патриот, а кто манкурт.
Поэтому люди, которые идут за ними по безрассудному пути конфронтации, должны знать, что их «вожди» - это несостоявшиеся в своих профессиях люди. Не стали хорошими инженерами, научными работниками, литераторами, врачами. Вот и пришлось переквалифицироваться …, чуть не написал, «в управдомы». Если бы? В профессиональных революционеров и патриотов. Другой работы они делать не умеют.
К сожалению, они и не национал-патриоты, коими себя считают. Ведь никто не делает столько зла Украине, сколько они. Не могут же не понимать эти люди, что их ортодоксальная нетерпимость ведет страну в пропасть. Не могут не знать того, что около 74 % принявших участие в SMS-голосовании в ходе одной из передач Шустера, на вопрос «Смогут ли Восток и Запад Украины найти общий язык?», ответили отрицательно. И в этом прямая заслуга националистических бесчинств, таких, какие были во Львове и на Тарасовой горе. И, наконец, должны же отдавать себе отчет в том, что единый галицкий мундир, скроенный по свободовским лекалам, вовсе не вожделенная мечта всех жителей Украины. Попытки реализовать националистический проект силой неизбежно приведут к гражданскому конфликту.
Тогда, спрашивается, отчего так неистовствуют? Отчего ведут себя столь развязно, не стесняясь оскорблять своих соплеменников даже и в таком святом месте. И представителей власти тоже. Нет элементарной культуры? Наверное. Но и не только. Просто уверенны в своей безнаказанности.
В игровых видах спорта принято считать, что противная команда всегда ведет себя так, как это ей позволяется. Что-то похожее происходит и в политической жизни. Не встречая должного отпора со стороны власти, да и, как принято говорить, широкой общественности, национал-радикалы ведут себя все наглее. Политика их умиротворения, которая ныне проводится, ни к чему хорошему не приводит. И никакие вышиванки, в которые в спешном порядке облачаются некоторые министры и губернаторы, здесь не помогут.
Унизили ветеранов Великой Отечественной войны, надругались над Знаменем Победы, сошло. Власть, в первую очередь, верховная не дала этому событию не только правовой, но и нравственной оценки. Областные советы народных депутатов Львовской и Тернопольской областей принимают постановления о необходимости сметения «антинародной власти в Киеве», и также никаких последствий. И это тогда, когда подобные призывы предполагают, чтобы их авторами занялась, как минимум, прокуратура. Не думаю, что как-то по-другому власть отреагирует и на скандал на Тарасовой горе. Скорее всего, постарается забыть свои собственные унижения. Чем объяснить такое беспечное благодушие? Не хотите реагировать на следствия, старайтесь не допустить причин. Прямая обязанность Службы безопасности знать о намечающихся провокациях. А Министерства внутренних дел – делать их невозможными. В данном конкретном случае было бы столько и делов, что задержать колонну под свободовскими флагами у подножия горы пока пройдет официальная церемония поминания. А после пусть митингуют без «благодарных» слушателей сколько захотят.
Приносит ли положительные результаты сегодняшняя политика властей? Скорее нет, чем да. Заметным ее результатом становится только сокращение числа сторонников нынешней власти. Чужие не становятся своими, а свои постепенно отчуждаются.
Мне не пиестало давать советы, но, думается, что власть - это не просто удовлетворение тщеславия или возможность получения каких-то бизнесовых преференций. Это, прежде всего, огромная ответственность за страну и ее народ. За весь народ, а не только за буйное его меньшинство. Интересы жизнеспособности государства требуют, чтобы к тем, кто мешает достижению этого, были применены жесткие санкции. В нормальном государстве не может быть такого, чтобы региональные общины не подчинялись центральной власти и открыто призывали к ее свержению.
Когда-то, на закате истории Российской империи, была сочинена поэтическая инструкция, как надо и как не надо управлять страной. «Закон политики простой, чтоб было все в порядке, железной управляй рукой, но в бархатной перчатке. У нас навыворот пока, в деревне и столице. Везде бессильная рука в железной рукавице». Не кажется ли Вам, господа и товарищи, что и у нас, в Украине, все «навыворот» пока?
Петр Толочко Еженедельник 2000 |