Вплоть до августа 1991 года мало кто в Украинской Советской Социалистической Республике предполагал, что она вот-вот станет независимым государством. 17 марта 1991 года более 70% населения Украины проголосовало за сохранение СССР. Да, бурлили Западная Украина и Киев, шли шахтерские забастовки в Донбассе, но в целом ситуация в республике была куда более спокойной, чем в той же Москве (где открыто воевал с союзным центром президент России Борис Ельцин), не говоря уже о Нагорном Карабахе или Приднестровье.
В среде украинской коммунистической партноменклатуры, впрочем, уже вызревали идеи стать более независимой от Центра (чтобы самой контролировать местные предприятия и финансовые потоки), но даже в самых смелых мечтах речь не шла дальше расширения суверенитета в рамках обновленного Союза.
ПУТЧ. Все изменилось после путча 19 августа 1991 года. В этот день в Москве было объявлено о создании Госкомитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Главной целью комитета было как раз предотвращение развала Союза.
Сопротивление ГКЧП возглавил Борис Ельцин. Вокруг Белого дома в Москве начали возводить баррикады. В Киеве же заняли выжидательную позицию. Характерно в этом плане было выступление Леонида Кравчука вечером 19 августа. Оно было выдержано в духе «и нашим и вашим»: Кравчук не осудил ГКЧП, сказав лишь, что в Украине чрезвычайное положение не вводится, и она продолжает мирно работать.
НЕЗАВИСИМОСТЬ. И лишь 22 августа, когда в Москве верх взял Ельцин и ГКЧП был арестован, Кравчук дал команду созвать Верховный Совет. Он собрался 24 августа и проголосовал за Акт о провозглашении независимости, написанный недавним диссидентом Львом Лукьяненко. «За» проголосовали 350 из 362 присутствовавших депутатов, в том числе и почти все недавние правоверные коммунисты. Логика последних была понятна: националисты, которых возглавлял тогда лидер Народного Руха Вячеслав Чорновил, были очень слабы, а потому они не представляли угрозу власти номенклатуры. А потому для последней был смысл стать под желто-голубые стяги и заполучить в свое управление крупнейшую европейскую державу и стать полностью независимыми от Москвы.
ПОБЕДА КРАВЧУКА. Расчет оказался верным. Кравчук на выборах президента позиционировал себя как человек умеренный, не националист, при котором все будет почти как при Союзе и который не допустит националистических эксцессов (Кравчук даже выпустил отдельную листовку «К русским соотечественникам», где обещал, что «ни в коем случае не будет допускаться насильственная украинизация»). Потому он легко победил Чорновила, набрав на выборах 1 декабря более 60% голосов.
РЕФЕРЕНДУМ. В тот же день прошел и референдум по независимости. На нем более 90% населения проголосовало «за». Референдуму предшествовала мощная агитационная кампания, в ходе которой доказывалось, что Украина больше не будет кормить Союз, а потому заживет богато и счастливо. Кроме того, в пользу отделения Украины от СССР работал страх населения перед неопределенностью и хаосом, который, казалось, вот-вот воцарится на просторах бывшего Союза. Спрятаться от этого хаоса в сравнительно небольшой и спокойной Украине казалось тогда многим лучшим выходом из положения.
СМЕРТЬ СССР. Референдум по независимости Украины окончательно похоронил надежды президента СССР Михаила Горбачева на сохранение Союза. В такой ситуации Борис Ельцин решил окончательно взять власть в Москве в свои руки, устранив помеху в лице союзного центра. В руководстве России тогда также считали, что нужно поскорее сбросить со своей шеи «республики-нахлебницы» и самим делить доходы от продажи нефти и газа, чтобы зажить богато и счастливо. Окончательно распад Союза был оформлен в Беловежской пуще, где Леонид Кравчук, Борис Ельцин и председатель Верховного Совета Белорусской ССР Шушкевич денонсировали Союзный договор и образовали Содружество Независимых Государств. Которому суждено было остаться фикцией: союзные республики теперь уже реально стали независимыми.
http://www.segodnya.ua |