Под апологией в христианстве понимается защита христианской веры от внешних нападок. В широком смысле так называется любой текст, защищающий христианство, в узком — текст раннего христианства. Автор апологии называется апологетом (апологистом), а наука о защите (искусство защиты) христианской религии — апологетикой. ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ИСТОРИИ ЦЕРКВИ РАЗЛИЧНЫЕ ЛЮДИ ИЛИ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ АТАКОВАЛИ ОСНОВНЫЕ ДОКТРИНЫ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ. НИЖЕ ДАН СПИСОК ЕРЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И УЧЕНИЙ
1. О БОГЕ:
а) Пантеизм: Бог есть всё и всё есть Бог. Каждая отдельная частица является аспектом или частью одного вечного независимого существа.
б) Политеизм: существует множество богов.
в) Дуализм: два отдельных главенства или бога, наделённых одинаковой силой, которые ведут между собой постоянное сражение. Что превращает добро и зло в двух одинаковых богов.
г) Деизм: Бог присутствует только своей силой, а не в Его существе или характере. Он создал мир и запустил его в движение, но всем сейчас руководят природные законы, а Он покинул мир. Данное учение представляет отсутствующего бога, который никак не связан со своими творениями.
д) Агностика: невозможно познать, существует ли Бог или нет. Данная теория не отрицает, но и не признаёт существование Бога. Она говорит: мы не можем познать (Гностика же утверждает: "Я всё уже знаю".) Таким образом, теория находится в полном неведении о Боге.
2. ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ:
всегда атакуют два аспекта: а)Его личность, б)Его дела.
а) Эбиониты: отрицают божественность Христа, ибо это противоречит Божьему Единству (т.е. монотеизму), и также факт Его сверхъестественного зачатия. Они всегда утверждают: Иисус - обычный человек.
б) Гностики: отрицают факт того, что Иисус был человеком (Его тело было либо иллюзорно, либо Он имел тело, но оно не было ни физическим, ни материальным, ибо материя зла. Или они считают, что Иисус был человеком, а Христос - духом или Божьей силой, которая снизошла на Него во время крещения и покинула Его перед Его смертью на кресте).
в) Арианцы: Христос не существовал раньше, но был создан. Его назвали Богом, но Он не был Богом в полном смысле, но наивысшим существом из всего сотворения. Он был божественен, но не божество, что-то среднее между человеком и Богом.
г) Аполлинарийцы: Христос имел тело и живую душу, но был лишён рационального духа или ума. Проблема заключается в Его двойственной природе, поэтому они говорят, что вечный Сын обеспечил Христу дух или ум. Тело и Душа - человеческие, а вечный Сын был божественен.
д) Несторианцы: отрицают настоящий союз между божественной и человеческой природой Христа. Божественная личность обитала в человеке, таким образом, мы имеем два несвязанных существа.
е) Евтихианцы: Христос обладал одной природой и волей, а не двумя отдельными волями и природами. Божественное и человеческое настолько переплелись, что превратились в третью природу.
ж) Монофизиты: У Христа была одна природа и воля.
3. О СВЯТОМ ДУХЕ:
а) Святой Дух - это обычная сила, влияние, энергия или власть, а не личность.
б) монархизм: Святой Дух представляет простое отражение Самого Отца.
в) Арианцы: Природа Святого Духа совершенно непохожа на Сына. Он - ниже, чем Сын. (Иоанна 14:16)
г) Он был создан Сыном, и поэтому пребывает в подчинении Ему.
д) Он был ангелом, выше всех остальных, но и одним из служебных духов (Евр. 1:14), и состоит из совершенно отличной от Отца и Сына субстанции.
е) Дух - это просто связь между Отцом и Сыном.
ж) Дух - в действительности, это Христос, который снизошёл на Иисуса во время Его крещения.
4. О ЕДИНСТВЕ:
а) Сабеллианизм: Отец, Сын и Святой Дух - это всего лишь три проявления одного Бога. Я есть отец, муж и сын.
б) Арианизм: существует только одна вечная личность, а не три в Божестве, Иисус - это сверхангельское существо, а Святой Дух -первое величайшее творение, созданное Сыном.
в) Тритгиеизм: 3 бога без всякого единства.
5. О ГРЕХЕ:
а) Пелагианизм: Грех Адама повлиял только на него одного. Каждый создан Богом невиновным и свободным от развращённой натуры Адама. Мы несём ответственность только за совершенные сознательно грехи.
б) Арминианизм: Человек не считается виновным из-за греха Адама, но только за свои сознательные действия. |