09:17 / 31.01.2011 — Матвей Левин
По старой привычке, а, может, от того, что природа человека такова, что чем старше он становится, тем чаще и пристальней вглядывается он в свое прошлое, я продолжаю неусыпно следить за тем, что происходит на той земле, где я родился и вырос. Не могу сказать, что новости из Украины радуют меня, но уж, по крайней мере, в них я всегда нахожу повод для смеха.
Меня смешат, откровенно говоря, те аргументы, которые находит власть и те, кто ее поддерживают для оправдания регресса, который сегодня переживает Украина. Я не стану вдаваться в подробности и рассуждать о том, что отсутствие конкуренции убивает тех, кто ее уничтожает. Я не буду здесь и сейчас рисовать картины того, в какой змеиный клубок уже в ближайшее время превратится Партия Регионов, которая сегодня так лихо уничтожает оппонентов. Я не стану говорить и о том, что потакание Империи (которой, безусловно, является Российская Федерация) подобно выращиванию аллигатора в собственной ванне. Я хочу обратиться лишь к одному аргументу. Это аргумент российского лобби, пытающегося направить Януковича на путь «Русского мира», и удерживать его в этой единственной колее за счет аргумента о том, что электорат юго-востока Украины, приведший их к власти, жаждет, аки страждущий в пустыне, русского языка с православием, ОДКБ и великого русского телевидения. Так называемые эксперты, которые талдычат о том, что Донбасс, сотворивший силою своей многочисленности президента из автослесаря всего-то со второй попытки, свергнет собственного Голема, если тот откажется сделать русский язык государственным, и не станет дружить с Россией так глубоко, как того требует каноническая тандемократия. Наивные и невнимательные (к которым, безусловно, может относиться и высокопоставленный Голем) паче чаянья, способны поверить в эту ерунду. Но человек, что вырос в тех местах, и приобрел, грешным делом, ненавистную для здешних властей, привычку думать, знает, что все было совсем иначе.
Проблема, с одной стороны, лежит на поверхности, а с другой — неизмеримо глубже. Не за русский язык и не за проклятия в сторону НАТО голосует среднестатистический донецкий избиратель. Он голосует за вожака стада. И будет голосовать за него — на каком бы языке тот ни говорил.
Дело в том, что Донбасс, как ни крути, действительно — псевдогосударственное образование. Таковы исторические условия: этот регион заселялся извне, строился с нуля, и проживающие там люди и сформированные институты не прошли еще всех необходимых ступеней государственности. Грубо говоря, в эволюционном плане, Донбасс отстает от всей остальной Украины на пару эволюционных ступеней, и именно потому никак не может встроиться в государство, которое попыталось стать демократическим. Ведь по мере того, как люди привыкают к государственной форме политической организации и институциализованному общественному порядку, на первый план выдвигается проблема личной моральной ответственности и возможности ограничения власти. А вот к ограничению власти, как раз, Донбасс и не готов, так же, как и к личной моральной ответственности. Проблема, как обычно, в людях. Не в языке, не в НАТО, не в ценах на газ. Проблема в том, что люди, проживающие в этом заколдованном регионе, не готовы брать на себя ответственность за собственную жизнь. Они, по-прежнему, хотят барина — строгого, но справедливого, который решал бы за них все их проблемы: где работать, чему учится, как лечиться, как оценивать события, происходящие в стране и в мире, на каком языке говорить, в конце-концов. Жители Донбасса, в массе своей, просто не доросли до того уровня социальной ответственности, за которым человек сам способен принимать решения, сам оценивать моральные ситуации, в которые попадает, сам нести ответственность за свой выбор и свои действия.
Донбасс — это группа детсадовцев, которые массой своей смели надоевшую воспитательницу, с ее мягкими педагогическими манерами, и решили подчиняться детсадовскому сторожу дяде Вите, который говорит с трудом, всегда слегка под шофэ, но очень грозен, и крут. Это такая, крутость, которую признают дети, знаете, когда им кажется, что это здорово: быть блатным, иметь наколки, курить и материться. Они не подозревают, что кроме этой блатной романтики у дяди Вити за душой ничего нет. Только вонючая коммуналка, друзья — алкаши, пара отсидок, да искалеченное детство, из которого он принес много обид и комплексов. И вот теперь, за эти комплексы несчастного дяди Вити будут расплачиваться не только детсадовцы, но и вся Украина. Не на украинском, и не на русском, а на понятном всем языке силы. |