Так решил компьютерщик Кошастый и уехал в село под Киевом
Тема конечно "с бородой", но всетаки...
Известный социолог Маклюэн предсказывал, что мир однажды станет "глобальной деревней". Правда, он имел в виду силу современных коммуникаций, объединяющих всю Землю. А вот Виктор Сергиенко, известный в интернете под ником Кошастый, предложил свою сельскую концепцию спасения от всемирного кризиса, ставшую популярной среди постапокалиптически настроенных блогеров
Известный социолог Маклюэн предсказывал, что мир однажды станет "глобальной деревней". Правда, он имел в виду силу современных коммуникаций, объединяющих всю Землю. А вот Виктор Сергиенко, известный в интернете под ником Кошастый, предложил свою сельскую концепцию спасения от всемирного кризиса, ставшую популярной среди постапокалиптически настроенных блогеров. С владельцем родового поместья, практически независимого от состояния современной экономики, пообщалась корреспондент "Известий".
Еще в начале "нулевых", когда все радовались экономическому росту, Виктор был уверен: масштабный кризис не за горами. Причем не просто экономический, а цивилизационный, грозящий полным крахом всей прежней жизни. Проанализировав имеющуюся информацию и соответствующую литературу, молодой IT-специалист решил достичь "максимально автономного от цивилизации жизнеобеспечения". А для этого было необходимо собственное хозяйство. В 2003 году он всего за 500 долларов купил себе дом в селе под Киевом.
Кризис как предчувствие
Жилище пришлось "довести до ума" - поменять соломенную крышу на новую шиферную, вставить металлопластиковые окна. На участке Виктор разбил сад и огород, приобрел лошадей, домашнюю птицу, коз. Занявшись хозяйством, поменял график работы на более свободный, а потом и вовсе уволился. Жена последовала за ним и... Практически полного самообеспечения "родовому поместью" удалось достичь уже в 2005 году.
А в 2008-м его предчувствие масштабного кризиса начало сбываться.
...К переезду Виктора близкие и знакомые отнеслись по-разному. Большинство, в том числе и родители, - "да ты с ума сошел". Были и поделикатнее - "каждому свое". Но в одиночестве Кошастый не остался - осенью 2004 года в то же село переехала его сестра с семьей, появились соседи из Москвы. Да и с односельчанами у него сложились отношения хорошие.
- Главное - не задирать нос, со всеми общаться на равных, - объясняет он. - Сильно помогает, когда люди видят тебя за работой. И потом, обмен мелкими услугами - прочнейшая связывающая сеть в сельском обществе. Не надо гнушаться старыми бабульками. Любая из них полчаса будет тебе рассказывать всякие сплетни, а потом всем другим бабулькам передаст, что ты "хороший человек".
Типичный февральский день Виктора: "Утром встаю в 8 часов, выпускаю курей-гусей, даю лошадям сена. Растапливаю печь (дрова занес с вечера). Жена готовит завтрак. С завтрака до обеда и с обеда до ужина - свободное время, можно побездельничать или заняться чем-нибудь полезным. Вечером иду заниматься хозяйством - вывести лошадей, напоить, убрать в конюшне, насыпать подстилки, занести на ночь сена, завести лошадей, напоить и накормить коз, закрыть птицу... В 17 часов - темно, заходим в дом. Растапливаем печь (если на улице мороз). Жена готовит ужин, ужинаем. И спать ложимся рано - в 22-23 часа".
Жизнь без мусора и шампуней
"Удобства" в доме Сергиенко вряд ли придутся по вкусу изнеженному горожанину. Сельский туалет - яма с будочкой. Моются Виктор с женой в большой миске, поливая себя горячей водой из кружки. Никаких косметических изысков - для мытья тела и волос используют они недорогое туалетное мыло. "Не знаю, что мне скажут сторонники шампуней, - улыбается Виктор. - Но и у меня, и у жены внешний вид волос улучшился после перехода на мыло".
В родовом поместье нет и мусорного ведра. "Если мне надо от чего-то избавиться - вещь отправляется в соответствующее место. Если органическое - то в помойное ведро, которое выливается на компостную кучу. Если может сгореть - то в коробку, содержимое которой сжигается. Реже возникает мусор такой, как ненужные ржавые железки и битые стекляшки. Когда я что-то бетонирую, это отправляется в бетон, где остается навсегда".
Через месяц в семье Кошастого будет пополнение. Виктор уверен, что ребенку здесь будет комфортно - перед глазами ведь живой пример, 9-летняя племянница. "В городе она бывает - так что у нее есть возможность сравнивать. Но никогда не высказывала сожалений или пожеланий там остаться. Девочка очень активная, постоянно бегает, играет, много возится с животными - собаками, лошадьми, кроликами. Отлично развита, легко общается и с детьми, и со взрослыми".
Учить своего ребенка Виктор собирается самостоятельно: "Школа в гораздо большей степени отбивает у детей охоту что-то узнавать и постигать, чем дает что-то полезное". Для преподавания и собственной пользы Виктор составил целую библиотеку в 100-150 томов, начиная от школьных учебников и кончая специальной литературой. Науки как естественные и точные (математика, физика, химия, биология), так и гуманитарные (история, философия). Есть книги и прикладной направленности - строительство, домоводство, сельское хозяйство.
- Жемчужина моей коллекции - двухтомник ред. Девриена "Настольная книга для русскихъ сельскихъ хозяевъ", изданная в 1875 году, - рассказывает Сергиенко. Наиболее важную информацию он дублирует на CDR-дисках ("Кто знает, как повернется дальше - через десяток лет могут быть новые возможности, например ноутбукоподобные компьютеры на топливных элементах или с солнечной батареей на крышке"). На компакт-дисках хранится и отборная киноколлекция - поддерживать в тонусе чувство прекрасного.
"Я не Рэмбо, чтобы от всех оборониться"
Один из немногих пережитков цивилизации в доме - электрическое освещение. Впрочем, используется оно экономно, полчаса-час в летнее время и 4-8 часов в зимнее.
- Есть определенный запас свечей, но даже при самом бережном использовании их больше чем на год не хватит, - рассуждает Виктор. - Придется освоить еще освещение лучиной, или маслом, или чем-то подобным.
Еще один потребитель электричества - компьютер. Виктор на нем и фильмы смотрит, и охотно принимает комментарии к своему "методу", если они конструктивные. Многие ведь считают путь Кошастого скорее бегством от цивилизации, чем спасением от кризиса.
- Все хотят абсолютной гарантии безопасности, в качестве же конкретных советов - весь спектр, начиная от "зачем ехать в село, все равно все погибнем, не все ли равно где" до "вооружайся огнестрелом, минируй подходы, бронируй окна, делай амбразуры и т.д.". Первым я отвечаю, что даже если метод сулит понижение шансов погибнуть со 100% до 99 (а по моим оценкам, до 10-20%), то его стоит применять, из долга перед собой, семьей и богом (для верующих). Вторым говорю, что я не Рэмбо, чтобы от всех обороняться.
Далек Кошастый и от последователей религиозных движений, уходящих в село по соображениям веры: "Мои основные принципы - общность с природой; необходимость жить самому, не рассчитывая на помощь свыше; отсутствие любой загробной составляющей. А мораль отлично формируется и без участия какой-либо религии".
Конечно, концепция Виктора уязвима - кто-то все равно обзовет его ретроградом или паникером. Даже соратники по кризисному выживанию находят в ней отдельные практические недостатки. Но как ни крути, первую часть сюжета он предсказал верно. Да и выбор свой никому не навязывает.
Инструкции по выживанию от Кошастого
Как подготовиться к кризису цивилизации. Стараться урезать себя в потребностях; деньги тратить на покупку вещей, которые можно будет использовать и сейчас, и в "новой" жизни. Вполне оправданна, скажем, была бы покупка хороших инструментов, особенно неэлектрических.
Где жить. В кризисный период большие и средние города станут зоной жестокого бедствия, и от них надо будет находиться как можно дальше. Будет два рода движения из мегаполисов: мирная миграция и набеги - одиночек или небольших групп людей, пеших или велосипедных. Так что выбор места для дома в 70 км от города и 10 км от трассы - действенный и дешевый способ пассивной защиты в кризисных условиях.
Чем запасаться. Инструментами - для обработки почвы, дерева, металла. Домашней утварью и расходными материалами, необходимыми для строительства и ряда других дел. Приоритет отдается недорогим, автономно работающим, долговечным вещам первой необходимости. Желательно в момент покупки сразу запасаться возможно большим количеством запчастей и расходных частей. Вещи, которые приобретаются в одном или немногих экземплярах, должны прослужить лет 50.
(Подробно о методе выживания Кошастого вы можете узнать на сайте http://worldcrisis.ru)
Кто еще ждет катастрофы?
Двадцатый век с его войнами, экономическими кризисами и экологическими катастрофами приучил многих жить в постоянной тревоге. Из этой смутной паранойи и выросло целое движение - survivalism (от английского survive - выживать). Сюрвивалисты смирились с мыслью, что привычному миропорядку скоро придет конец, и старательно готовятся к предстоящей катастрофе, делая запасы, сооружая убежища и приобретая странноватые для цивилизованных людей навыки.
Зародилось это движение в США и Великобритании. В 1974 г. писатель Говард Рафф создал справочник "Голод и выживание в Америке" - по следам нефтяного кризиса 1973 года. Идеи Раффа развил Курт Саксон, который, собственно, и придумал термин survivalist.
С 1975 года он начал издавать справочные статьи на тему выживания, где со знанием дела рассуждал о том, как правильно заминировать собственный участок для защиты от бандитских караванов или построить дорожные заграждения для защиты города от беженцев из других регионов. О гуманизме в этих работах и речи нет - в постапокалиптическом мире человек человеку волк. И если стоит, например, вместо убийства ранить мародера в правую руку - так лишь для того чтобы сделать его обузой для подельников.
После некоторого затишья движение вернуло былую популярность в 1999 году - тогда боялись "компьютерной ошибки двухтысячного года".
Новейшая волна сюрвивализма началась с теракта 11 сентября. Исламские террористы, глобальное потепление, природные катаклизмы и эпидемия птичьего гриппа - все эти навалившиеся разом проблемы обострили интерес к выживанию.
Сюрвивалист ждет подвоха от цивилизации в любой момент и старается тратить свое время и деньги с пользой для будущего. Присматривает себе убежище или бункер, запасается пищей, водой, одеждой, лекарствами, боеприпасами и предметами первой необходимости. Умеет обращаться с оружием, ориентироваться на местности, мастерить инструменты и быстро принимать решения.
В 1970-х сюрвивалисты пытались сбежать от голода в сельскую местность и запасались товарами натурального обмена. В 1980-х ждали ядерной войны и строили убежища от радиации. А в 1990-х, опасаясь проблем с электричеством, закупали электрогенераторы и консервы.
Теперь, в начале XXI века, "выживатели" готовятся ко всему сразу и активно обсуждают это на сайтах и форумах. Среди обсуждаемых тем - карты ожидаемых ударов ядерных ракет, стратегии выживания в городской квартире, пандемия птичьего гриппа и даже вынужденный каннибализм. Обсуждают спокойно и деловито - как очередной рабочий проект или планы на отпуск. Паникеров и нытиков тут нет, только "хорошо подготовленные пессимисты".
Как им удается получать хоть какую-то радость от жизни в постоянном ожидании катастрофы - непонятно. Видимо, запас патронов и дров успокаивает, как валерьянка, в таком изменчивом мире.
Ужастик от Кошастого
В ближайшее время следует ждать дальнейшего углубления финансово-экономического кризиса. Массовой безработицы и всего, что с этим связано. Как следствие, через некоторое время - нарушения работы важнейших систем жизнеобеспечения, а именно систем ЖКХ, агропрома и транспорта. В худшем варианте сорвана будет посевная-2009, и новый урожай не будет выращен. В самом лучшем варианте те же события перенесутся на 2010 год. Я имел в виду Украину и Россию. В разных странах может быть другая ситуация.
У этого кризиса не будет длительности, пика и окончания. Это не циклический кризис на пару лет, даже не великая депрессия лет на десять. Переждать его не получится. Острая и всем заметная фаза краха начнется в 2009-2010 годах, полностью этот процесс по всей планете может занять 15-20 лет
Замдиректора Института экономических стратегий Александр Неклесса: "Переход в новое состояние - это не крах"
"В настоящий момент происходят разные кризисы - с одной стороны, глобальный (связанный с США), с другой стороны - наш, российский, имеющий свои особые причины.
Глобальный кризис пришелся в самое сердце развивающегося экономического уклада - "денежной" или "информационной" экономики. Впервые в истории деньги могут произвольно размножаться - раньше они были привязаны к реальным данностям и материальным активам. Я бы назвал эту экономику трансфинитной, то есть не имеющей пределов. Появляются новые ответвления, ускорение производства в ряде экономик.[an error occurred while processing this directive]
Как античность сменялась средневековьем, а средневековье - Возрождением, так мы сейчас входим в новый мир. Происходят революционные процессы - и в экономическом плане, и в сфере политики, культуры, мировоззрения. Это действительно можно назвать системным кризисом цивилизации. Но это не крах, а переход в новое состояние, несмотря на то, что для кого-то он может оказаться трагичным.
Государство отделяется от территории, власть - от государства, формируется нечто, похожее на воздушный остров Лапута из "Гулливера" - сообщества людей, не зависящие от госграниц. Эти "новые кочевники" решают очень амбициозные задачи, в том числе и идеологические. Все это очень интересно - никогда за всю историю человечества не происходило ничего подобного". |