Ни для кого не секрет, что в Украине времен правления Януковича официальные органы власти зачастую выполняли лишь функцию «фасада», ни на что реально не влияя. Параллельно с формальными Минфином, «Нафтогазом», налоговой и таможенной службами, силовыми органами существовали их альтернативные «теневые» аналоги. Фактически, именно там и решались все ключевые вопросы, касавшиеся колоссальных денежных потоков и целых отраслей экономики. Целью и смыслом существования этой системы было, в первую очередь, обогащение «Семьи» – Александр Янукович, Сергей Арбузов, Александр Клименко, Виталий Захарченко и еще ряд личностей были ее членами и основными бенефицарами. Эта параллельная реальность, на протяжении четырех лет существовавшая в Украине, как нельзя лучше иллюстрирует глубоко порочную, преступную, уголовную сущность режима Януковича. И «амбарная книга», обнародованная Трепаком, проливает свет лишь на малую этой большой истории.
Еще не так давно параллельно с официальным «Нафтогазом Украины» действовала теневая структура, возглавляемая Сергеем Курченко. Волею высших руководителей государства на откуп одному человеку была отдана почти вся стратегическая отрасль. Поставки, контракты, транспортировка и хранение нефти и газа – ни один вопрос не решался без участия «ВЕТЭКа». Сегодня, после прихода на пост Генпрокурора Юрия Луценко, дело «параллельного Нафтогаза» имени Курченко заметно ускорилось.
Александр Клименко, будучи министром налогов и сборов, также успешно выстраивал альтернативную систему поборов. Огромные суммы ежемесячно передавались наверх по вертикали – Клименко прекрасно справлялся с задачей пополнения личной казны руководителей государства, не забывая при этом и о собственной выгоде.
Импортеры – как крупные, так и мелкие – в годы Януковича также вынуждены были иметь дело с огромной системой неформальных «решал», фактически заменившей собой государственную таможенную службу. Каждый, кто в то время ввозил в Украину товары, сегодня в деталях может рассказать, с кем нужно было иметь дело, чтобы успешно их растаможить, какой процент в стоимости заложить на взятки и кому дать откат нужного размера.
Да, силовые органы в Украине были. И вполне эффективные, особенно в вопросах расправ с политическими оппонентами, давления на бизнес и защиты интересов «Семьи». Но при этом, начиная с 2012 года, с прицелом на президентские выборы 2015 года в Украине начала активно создаваться альтернативная силовая структура, за членами которой в мае 2013 года прочно закрепилось название «титушки». В числе неформальных кураторов альтернативной силовой системы в разное время называли разных людей – от Юрия Иванющенко до Андрея Клюева, а также часто всплывали имена представителей региональных властей, крышующих многочисленные спортивные клубы и неформальные молодежные организации на своих территориях. В этом контексте чаще всего упоминалось имя Геннадия Кернеса, из-под крыла которого вышел печально известный «Оплот», а сам Харьков стал чуть ли не главным городом-поставщиком боевиков в украинскую столицу в дни Майдана.
Так или иначе, создавалась сеть, способная обеспечить десятки и даже сотни внесудебных расправ на отдельной территории в день. Тысячи бойцов со всей страны готовились разгонять протестные митинги, атаковать мирных граждан и действовать в толпе. На это не жалели ни средств, ни ресурсов. Альтернативные спецподразделения, созданные «Семьей», были брошены на Киев в дни Майдана, что привело к страшным последствиям – достаточно вспомнить февральскую трагедию в Крепостном переулке и Мариинском парке, где мирных протестующих до смерти забивали битами и кастетами и расстреливали из огнестрельного оружия в первую очередь именно боевики подобных «альтернативных спецподразделений» - хорошо вооруженные и экипированные.
Для большинства украинцев все вышеописанное – далеко не новость. Титушек, которые плечом к плечу с «легальными» силовиками пытались уничтожить Майдан, все видели по ТВ, а многие и своими глазами на улицах. Деятельность Курченко и теневого «Нафтогаза» вскрылась благодаря расследованию возбужденных против него и менеджеров «ВЕТЭКа» уголовных дел.
Экс-глава Государственной таможенной службы Игорь Калетник объявлен в розыск, как и бывший главный налоговик Александр Клименко.
Куда меньше известно о финансовых схемах «Семьи» – на ум приходят разве что пресловутые 2 грузовика с наличными долларами, вывезенные из страны незадолго до бегства Януковича. Огромные наличные деньги, хранившиеся то ли в подвалах Межигорья, то ли в других потайных местах – откуда они взялись?
Этот вопрос вновь актуализировала история с «амбарной книгой» Партии регионов. Суммы, фигурирующие в ней – очевидно, лишь малая часть другой, куда большей по объему «кассы». И явно неединственной – как известно, во времена Януковича финансовые средства на организацию политического процесса и партийное строительство выделялись не из одного, а из нескольких «центров». То есть данные, обнародованные Трепаком – только капля в огромном море.
Власть оперировала сотнями миллионов долларов, которые расходовались на политические преследования, махинации на выборах, грязные пиар-кампании. Увы, после обнародования материалов финансовой отчетности Партии регионов, фокус внимания журналистов и обычных граждан – случайно или намеренно – сместился преимущественно в сторону тех людей, которые лишь получали деньги из «черной кассы». Эксперты и обыватели говорят лишь о том, сколько досталось тому или иному политологу, социологу, народному депутату или члену ЦИК. Важную тему происхождения громадных неучтенных наличных средств в черной кассе попросту заболтали. Во всяком случае, пока.
Однако, по некоторым данным, следствие все же интересуется не только фигурантами обнародованного списка, но и всеми аспектами функционирования теневой финансовой системы, благодаря которой десятки и сотни миллионов долларов появлялись в «черной кассе» ПР на протяжение нескольких лет. Абсолютно ясно, что громадные наличные суммы в черной кассе партии власти не могли появляться без серьезной политической «крыши». И если с крышей все более-менее ясно – имена высшего политического руководства страны и Партии регионов тех лет прекрасно известны всем, то имена конкретных операторов и кураторов теневых финансовых схем всё еще не известны широкой публике. Возможно, что в тот момент, когда они, а не только партийные «зарплатники», начнут ходить на допросы в НАБУ и ГПУ, а сам этот процесс будет максимально прозрачным и публичным, тогда мы сможем понять полную картину и масштаб политической коррупции в Украине 2010-2013 годов.
Сегодня ни для кого не является секретом, что параллельная финансовая система в годы правления Януковича существовала и успешно работала. Самыми известными её архитекторами были Сергей Арбузов и Александр Клименко, а «крышу» обеспечивал Александр Янукович. Но помимо архитекторов работал еще и пул соавторов теневых финансовых схем, на практике воплощавших самые смелые финансовые задачи заказчиков.
Непосредственных крупных операторов этого нелегального рынка было не так много. В финансовых и деловых кругах прочно укоренился термин «площадки», самые крупные из которых прекрасно известны украинским банкирам, бизнесменам, журналистам и даже правоохранителям. Это «Южкомбанк», подконтрольный Юрию Иванющенко и Руслану Цыплакову; банк «Михайловский», близкий к самому Януковичу-младшему; «Радикал-банк», связанный с Виталием Захарченко; банк «Перший» Артема Пшонки и Сергея Курченко и банк «Союз», возглавляемый Сергеем Дядечко – одним из главных финансовых менеджеров Александра Януковича. Именно благодаря своей особой роли в «семье» экс-президента Дядечко по праву может претендовать на звание альтернативного министра финансов эпохи Януковича, а его одиозный банк «Союз», находящийся в данный момент в стадии ликвидации – одним из крупнейших кошельков «семьи», из которого не только пополнялись «кэшевые» закрома беглого президента, но и щедро финансировались политические потребности режима.
Обыватели мало что слышали про вышеперечисленные финансовые учреждения, потому что целью существования этих банков была отнюдь не работа с клиентами. Они выполняли свою особую функцию внутри альтернативной финансовой системы Украины, ежегодно прокручивая миллиарды долларов, оставляя при этом себе солидный процент. Так, по оценкам разных финансовых экспертов, ежегодный доход такой крупной «площадки» как, например, «Союз» мог составлять от 300 до 400 миллионов долларов. Процесс был столь масштабен, что в него были вовлечены практически все высокопоставленные налоговики, включая региональных руководителей Налоговой администрации, представителей крупного и среднего бизнеса, покрывавших схемы силовиков, мелкие банки, работавших в интересах системы.
Интересно, что сегодня большинство из перечисленных руководителей тогдашних «теневых» органов государственной власти находятся в бегах заграницей. Как правило – в Москве. По ним активно работают правоохранительные органы и самого факта их появления где-нибудь на пропускных пунктах украинской границы вполне хватило бы для задержания и ареста. Комфортно себя чувствует и регулярно бывает в Киеве лишь упомянутый Сергей Дядечко, который, по оценкам многих участников финансового рынка, в годы правления Януковича не уступал по влиянию официальным чиновникам Колобову, Соркину, Клименко и даже Арбузову.
Приложив руку к падению «Родовид банка» в 2009 году, после обнищания десятков тысяч вкладчиков и посадки в тюрьму «стрелочников» вроде банкира Щербины, он стал важной частью параллельной реальности времен Януковича, за неполные десять лет пройдя путь от донецкого налогового инспектора до долларового мультимиллионера. Однако его история – тема, более подходящая для уголовного дела, чем для журналистского материала.
А пока Национальное антикоррупционное бюро продолжает допрашивать фигурантов «амбарной книги». Рядовые участники системы, исполнители на зарплате, также должны быть установлены в том числе и для того, чтобы вскрыть более важные цепочки. Благодаря этому их заказчики – тогдашнее высшее руководство страны – также могут быть осуждены, очно или заочно. Но где третья сторона? Все те, кто наполнял кассу неучтенным «кэшем», нарушая при этом десятки законов Украины и создав финансовую базу для многих преступлений режима Януковича. Учитывая последние рокировки в Генеральной прокуратуре, активность НАБУ и стремление руководства этих ведомств реально поставить точки в большом количестве резонансных уголовных дел, существует высокая вероятность того, что очень скоро имена этих «крупных рыб» будут названы и на официальном уровне.
Почему вся цепочка финансирования и все источники пополнения «черной кассы» должны быть максимально скрупулезно изучены? Потому что эта информация – ключ к раскрытию множества других преступлений режима Януковича. От фальсификации выборов до «диктаторских законов», от громких «посадок» оппозиционеров до насильственных акций в отношение активистов Революции Достоинства, от организации Антимайдана и даже до расстрела Небесной сотни – «амбарная книга», если правильно ею распорядиться, может подарить нам множество удивительных открытий. Не говоря уже о том, что именно эти цепочки в результате смогут привести следственные органы к тем деньгам, в которых сегодня столь остро нуждается государственный бюджет бедной воюющей страны.
Виктор Логвинец
Джерело: Спротив