Относительно итогов заседания «нормандской четверки». Без понимания конкретных механизмов по каждому пункту комментировать сложно - можно как жестко критиковать, так и поддерживать и хвалить, кому что нравится. Потому по основным моментам:
1. Местные выборы на Донбассе.
Я очень слабо представляю, как можно обеспечить полностью демократические выборы «по украинскому законодательству» на территориях, которые Украина не контролирует. Мы что, так уверены в непогрешимости и всевидении пресловутых международных наблюдателей? Или думаем, что выборы под стволами российских автоматов можно назвать демократией?
Вон в «ДНР» уже определились с кандидатами, которых «назначат» на «выборные» должности, сплошь и рядом это люди Захарченко (см. вчерашнюю сводку группы ИС). Если эти «неправильные» выборы отменят, то где гарантия, что на «правильных» выборах (в соответствии с Минскими договоренностями) эти же люди не будут точно так же «назначены» террористами?
С другой стороны, нас убеждают, что закон о выборах на Донбассе предусмотрит все нюансы. Что ж, пока мы не видели текст законопроекта, не думаю, что дискуссия имеет большой смысл.
2. Вывод войск РФ и контроль над границей.
Президент Франции Олланд по итогам встречи заявил, что после выборов на Донбассе иностранные (российские) войска будут выведены, и Украина получит контроль над границей.
В моем понимании для того, чтобы договориться о выводе российских войск с Донбасса, для начала нужен сущий пустячок: чтобы Россия признала, что на Донбассе есть эти самые ее войска, иначе непонятно, кто и какие гарантии дает. Пока я не припомню от Москвы такого признания. Соответственно, хотелось бы больше контекста к обещаниям Олланда.
3. Прекращение огня и отвод вооружений калибром менее 100 мм.
Не думаю, что два, три дня или даже неделя без обстрелов - это великий повод для оптимизма. Чтобы говорить о создании предпосылок (только предпосылок!) для мирного процесса, надо констатировать для начала хотя бы отвод тяжелых вооружений (хотя вернуть эти вооружения в 15-км зону - дело двух часов, но все же). А потом уже поднимать вопрос о вооружениях менее 100 мм.
По данному вопросу я высказывался ранее, не буду повторяться. Надеюсь лишь, что ГШ и штаб АТО, отводя вооружения, предусматривают варианты их оперативного возвращения на позиции.
Замечу также, что боевики, отводя «для ОБСЕ» танки с «передка», сплошь и рядом не выводят их из 15-км зоны, а тупо маскируют в километре-двух от прежних позиций. Либо, меняя бортовые номера (для введение в заблуждение наблюдателей) под видом «отвода» вытаскивают на ремонт поврежденную технику, взамен ее перебрасывая к фронту боеспособную. Подготовкой к «мирному диалогу» такие фокусы назвать проблематично. В любом случае, мы продолжаем мониторить ситуацию.
4. Амнистия боевиков
Все мы помним заверения от высшего руководства в том, что амнистии будут подлежать только участники НВФ на Донбассе, которые не совершали преступлений. Надеюсь эти обещания будут выполнены. Опять таки, для дискуссии надо понимать суть конкретных предлагаемых механизмов такой амнистии.
В любом случае, в Верховной Раде назревает очень жаркая пора дискуссий и обсуждений по каждому вопросу. И это очень правильно.
На кону слишком многое. Все мы - за установление мира на Донбассе, вопрос лишь, какой ценой он будет куплен.
По крайней мере, я как народный депутат не буду голосовать за «кота в мешке» - как не голосовал за скандальные изменения в Конституцию. Я хочу понимать, как будут работать соответствующие механизмы, и только тогда можно принимать решение.
Dmitry Tymchuk |