Общественность млеет от того, что при обыске у большого прокурорского начальника изъяли до полумиллиона долларов, автомат и что-то там из золота.
На самом деле это крохи. Размер взяток на уровне ГПУ - на порядок выше. Когда-то, при триждыпрокуроре Пискуне, вокруг ГПУ ходила легенда, что первой взвесила "благодарность" в 5 млн долларов одна из его заместителей. "Взвесила", потому, что "зарядив клиенту" такую сумму, прокурор не подумала, что считать её в наличке хлопотно и долго. А вот находчивые коллеги подсказали, что это примерно объём двух вместительных сумок с весом в 50 кг. Так и принимали. По весу.
Ещё один анекдот ходил в очень узких кругах после бегства приснопамятного министра Ставицкого. Большого радетеля за дела УПЦ МП, за тугой кошелёк Януковича, и человека, который переписал проффесору Межигорье под будущий страусиный питомник). Принявший в итоге на Земле Обетованной исконно русскую фио Розенберг и плевавший с горы на усилия украинского правосудия по его поимке. Помните, "свободовский" прокурор Махницкий нашёл у Ставицкого после бегства 40 кг золота и прочие приятные мелочи? Циля ещё тогда посмеивалась в стол, что эту кучку металла Ставицкий специально оставил прокурорам в качестве вознаграждения за будущие "труды" по заметанию следов и развалу дел. А Махницкий, этот глубоко случайный человек на месте одного из главных законников страны, возьми сдуру да и покажи это всё в эфир. Трудно сказать - пришлось ли Ставицкому-Розенбергу напрягаться и "решать вопросы" второй раз или у него решили "взять натурой" - недаром идёт вся эта мутная борьба вокруг его сети заправок БРСМ, но чувствует себя он вроде вполне спокойно. Власть в стране победившего Майдана простила ему мильярдные распилы и возможное участие в серьёзных судебных процессах в качестве одного из главных свидетелей по эпохе енакиевского завгара.
Но это так, мифы печерских пагорбив.
А в сухом остатке правды вот что. В 2010-м столица подверглась второму и самому массовому нашествию "донецких". Эти "проффесионалы" плотно сели во все кресла. Забронировали очереди во всех коридорах. Порешали все тендеры. Возглавили и застолбили. Как они думали, навсегда.
Многие из этих "народных слуг" приехали из Горловки, Макеевки и Енакиево на скромные должности прокуроров, руководителей отделов в таможне и прочие апелляционно-хозяйственные суды уже будучи неплохо упакованными - вокруг соответствующих офисов быстренько выстроились парковки, состоящие из сплошных номеров АН 7777, АН 3555, АН 5559 и т.п. Украина к тому времени качала в Донбасс, который "её кормил", миллиардные субвенции уже примерно лет 7-8. Распилом которых руководила верхушка ПР и её команда карателей из МВД, прокуратуры и судов.
Так вот, за прокурорские "веса". За 2-3 года вполне рядовой донецкий следователь, который "вершил правосудие" где-нибудь в отделе ГПУ, а их там существовала целая куча, приобретал себе в столице на ежемесячную заработную плату в 5-7 тыс. грн 3-4-комнатную квартиру с ценником около 150-200 тыс. долларов. Как минимум. За это время его автопарк эволюционировал из 7-летней Ауди до новенького Порш-Кайен, а его коллега по отделу расставался с бюджетным Вольксвагеном в пользу Тойоты-Лендкрузер за 100 штук зеленью. При этом оба меняли номерные знаки на по-круче- АА 7779 или ІІ 0003. И это не считая вторых автомобилей для жён. Что-нибудь спортивно-красное и с откинутым верхом. Которые становились "талантливыми бизнесвумен", отмывая взятки через салоны красоты, прочие пустующие бутики или вообще втупую - просто декларируя часть наколядованного через возникшие из воздуха десятки миллионов гривен, "полученных в виде подарков". Спросите у журналистов, которые плотно занимаются анализом налоговых деклараций наших госчиновников, Бигус или Гнап скажут - у каждого третьего жена или едва совершеннолетняя дочь - "тумбочка, в которой из ниоткуда берутся деньги". Недавняя история с начальником ГАИ Ершовым, у которого две дочери якобы «наполучали» подарков от богатых любовников, из той же серии. Впрочем, ворьём в прокуратуре нужно считать не только донецких. Там каждый второй серьёзный погон сидит на схемке, а каждый первый имеет свой шкаф с преступлениями. В лучшем случае малыми- брали деньгами, но не проливали чужую кровь и не отнимали свободу у невиновных.
Сейчас большинство из тех, кто не попал под люстрацию, работают там же. Некоторые умудрились даже поучаствовать в "расследовании" дел по Майдану и преступлениям команды Януковича. Многие, те, что поумнее, вовремя "ушли на больничный", пересидели и, купив себе новые места, перевелись на гораздо менее хлебные, но тем не менее тоже зачётные места в регионы или районные прокуратуры. И упорно судятся с люстраторами. Удачно, кстати. Некоторые вообще оборзели от безнаказанности и превратились в "борцов с коррумпированной хунтой". Небезызвестный Гольдабр, ставший «общественником», ежедневно клеймит правительство за неправильные тарифы. Собирает урожаи лайков в фейсбуке от тех, кого его коллеги полтора года назад арестовывали за Майдан.
Во времена Януковича продавали все должности. Все! Даже СЭС. Даже фитосанитаров. Даже защитников прав потребителей. Говорят, что там руководителем вообще был человек "в законе". Не говоря о земельных ресурсах и прочих ГАСКах.
Уставший читатель наверняка плюнет сейчас в автора - почему здесь нет фамилий и явок? А зачем они вам? Журналисты раскрыли сотни коррупционных схем, показали десятки особняков, купленных на скромную зарплату вечных госслужащих, отсняли сотни внедорожников с правильными номерами. Все уже давно всё знают. И шо?
Чтобы очистить правоохранительную систему от ворья нужно провести даже не десятки, а сотни обысков. Поверьте, Пшонкастайл будет у каждого третьего. Каждый второй никогда не смог бы предъявить источники своих доходов, если бы с его декларацией и списком имущества поработала группа нормальных аудиторов.
Саакашвили говорил, что в Грузии он привлёк к ответственности за коррупцию 10% судей. И спрогнозировал, что в Украине нужно привлечь 25%. Так вот за прокуроров - пока не посадят 30 человек из ГПУ и ещё полсотни по всей стране в звании не ниже полковника юстиции ни о какой борьбе с коррупцией речи не будет. Будет лишь имитация. Никаких затяжных "проваджэнь", никаких бутафорских "залогов в суде" и полная свобода через полгода из-за полностью разваленного коллегами дела. Только суд. Только срок. Только хардкор. А лучшим способом профилактики преступности в рядах самих правоохранителей вопреки эпическим бредням, разносимым во время многочисленных интервью и телеобращений нашими кэрманычами, является не высокая заработная плата законников, а отправка осуждённых ментов и прокуроров не в особую, специальную тюрьму, а в общую зону. Поверьте, такая реформа не потребует ни копейки бюджетного финансирования, но тут же снизит на 20-50% преступность в среде правоохранителей.
В чём главная польза от сегодняшнего информационного взрыва вокруг обысков в ГПУ? Не в размере изъятого, и даже не в уровне чиновника, на которого посягнул "зарвавшийся грузин". А в том, что у нас появился шанс разжечь внутривидовую войну - Украине будет весьма выгодно противостояние "контор"- пусть СБУ мочит прокуроров, пусть менты ищут компромат на сбушников хотя бы в пределах своей компетенции, пусть прокуроры сажают судей. Эти "фирмы", которые всегда находили взаимопонимание и участвовали в круговой поруке, нужно всячески провоцировать на антикоррупционный конфликт. Тем самым вскрывая всю грязь, тщательно заретушированную лживым словоблудием за торжество справедливости и законность под дорогими мантиями и парадными мундирами с рядами орденских планок, прикупленных на должностях в мирное время.
И точно также нужно разогревать противостояние внутри самой прокуратуры. Ключ ко всей реальной борьбе с коррупцией, а не бутафорской, находится там. Не в среде «гаишников». И точно не в среде патрульной службы. Очень хорошо, что на улицы Киева вышла новая полиция. И вскоре выйдет на улицы Одессы, Львова, Харькова. Но это – вершина айсберга. «Гаишники» – то дети малые по сравнению с монстрами, которые сидят в высших милицейских, а особенно прокурорских кабинетах.
Вину мента, налоговика, таможенника, сбушника, депутата определяет только прокурор. Но определить вину самого прокурора до сих пор может только … прокурор! И не пеняйте на продажные и зависимые суды. Нынешняя власть не смогла довести до суда ни одного серьёзного обвинения, чтобы можно было винить судей, таких же алчных тварей как и прокуроры, в предвзятости и вынесении заведомо неправосудных решений, оправдывающих реальных преступников.
У Порошенко очень незавидное положение. Уже даже для преданных его сторонников очевидно – в вопросах борьбы с коррупцией Украина потеряла больше года. Никаких преступлений предыдущей власти не раскрыто «по горячим следам». Только впечатлившиеся идиоты, которые не представляют реальных механизмов принятия решений во властных коридорах, могут думать, что генпрокурор или президент не знали о ходе расследования по Клюевым, по Иванющенко, по Табачнику, по Курченко, по другим людям из колоды Януковича. И то, что все эти упыри уже де-факто вышли сухими из воды, а такие как С. Клюев вообще сделали это, наглядно плюнув в лицо обществу, полностью лежит грузом профессиональной ответственности на руководителях ГПУ - Яреме и Шокине, и политической ответственности - на президенте Порошенко.
Скандал вокруг Сакварелидзе и Гузыря может стать для Порошенко ещё одним Рубиконом. По старой прокурорско-судейской традиции у прокурора Гузыря есть сын-прокурор. К тому же, уже успевший отметиться уголовным делом и своим весьма показательным скандалом. Так что не следует тешить себя иллюзиями – «зарвавшемуся грузину» противостоит сама Система. Если Порошенко завалит дело со взяткой на сотни тысяч долларов, позволит его затянуть, а затем и развалить, значит он окончательно поставит на себе жирный крест как на реформаторе и прогрессивном политике. Если же он рискнёт вскрыть этот многолетний гнойник тотальной коррупции в прокуратуре и даст карт-бланш на зачистку структуры, то у него появится шанс вернуть к себе расположение не только пассивного электората, но и той части гражданского общества, которая была движущей силой Майдана и олицетворяет собой его мировоззренческие и социально-политические запросы.
... |