Вопросом, что можно сказать о будущем Украины сегодня, задался Итан Бергер в Open Democracy.
Экономика Украины находится в ужасном состоянии. Кредиты и техническая помощь от Европейского Союза, международных организаций и Соединенных Штаты оказали крайне ограниченное экономическое влияние на страну, страдающую от коррупции. Большая часть украинского населения терпит финансовые лишения.
Последние президентские выборы в Украине показали, насколько сильно национальная идентичность влияет на поведение избирателей. 7 февраля, как и в 2004 году, Виктор Янукович получил большинство голосов в восточных областях Украины, где большинство населения чувствует более тесную связь с Россией, чем с Западной Европой.
Западную Украину раньше называли "Новороссией", в признание того факта, что эти земли были присоединены к Российской империи через завоевания в 17-м и 18-м веках. В том, что касается политических позиций, большинство местного населения, похоже, придерживается, скорее, польских, а не русских взглядов. Тем не менее, распределение русских/украинцев по стране нельзя называть равномерным.
Вопрос самоидентификации является очень сложным. Но неслучайно г-н Янукович привлекает украинских граждан русского происхождения больше, чем г-жа Тимошенко, катализатор так называемой Оранжевой революции, разочаровавшей ожидания людей.
Собирательные существительные и обобщения могут быть обманчивыми. Бесспорно, у Украины сложная этнология. Не менее 17 процентов населения страны имеют русское происхождение и в основном говорят по-русски. Значительная доля населения либо двуязычна, либо имеет смешанное этническое происхождение (обычно, когда один из родителей считает себя «русским», а другой – «украинцем»). Эти люди обычно считают выбор языка не политическим вопросом, а вопросом удобства общения.
В западных областях Украины большинство населения говорит по-украински. Хотя они могут понимать по-русски и даже говорить на этом языке в случае необходимости, они, обычно, считают своим приоритетом сохранение украинской культуры, истории и языка. Кроме того, в Украине проживают и другие национальности, такие как крымские татары, греки и другие.
Тем не менее, было бы ошибкой предположить, что именно национальность стала решающим фактором в результате последних выборов. Негативное отношение к г-же Тимошенко наблюдалось среди многих жителей страны – включая Виктора Ющенко, неэффективного президента страны, пришедшего четвертым в первом круге президентской гонки, и отдавшего свой голос «против всех» во втором круге.
Г-н Ющенко надеялся, что более тесные связи с Западом вдохнут жизнь в украинскую экономику. Он ошибался. Начнем с того, что Украина значительно зависит от поставок российских энергоресурсов. Ющенко также не удалось значительно снизить уровень правительственной коррупции. Россия не скрывала своей враждебности. Но на прошедших выборах, в отличие от 2004 года, российское руководство не стало открыто заявлять о своих предпочтениях. Вместо этого, оно дало понять, что и г-жа Тимошенко, и г-н Янукович оба являются людьми, с которыми Москва сможет работать. Это лишило г-жу Тимошенко возможности разыграть во втором круге голосования националистическую карту. На самом деле, ее кандидатуре повредил тот факт, что часть украинских избирателей посчитала ее этически нечистоплотной.
Так что же по поводу будущего Украины? Очевидно, что результаты выборов следует рассматривать как внешнеполитический успех Кремля. Похоже, что Россия получила государство-сателлит у своих южных границ – вряд ли российское руководство или г-н Янукович станут рисковать в попытке включить Украину в Россию.
Доводы в пользу раздела
С другой стороны, украинцы, испытывающие опасения по поводу будущего страны, могут подумать над ее разделом. Это будет сложно и может вызвать нестабильность. Будет особенно сложно решить, где именно разделить страну. Но альтернативы могут быть хуже.
Для тех украинцев, которые рассматривают перспективу возобновленного подчинения Москве с отвращением, это даст возможность создать новое государство, более отвечающее их чаяниям. Эта идея может даже найти поддержку российского правительства. Ее можно будет провести в жизнь через референдум, контролируемый ОБСЕ.
Международные границы часто произвольны и, со временем, никогда не постоянны. Хотя они могут отражать топографию земель, чаще всего они являются результатом политического каприза или использования военной силы. Во многих странах существуют различия между разными регионами внутри границ. Но границы имеют реальные последствия для истории, языка, национальности, политики и религии. Возможно, именно поэтому украинское законодательство запрещает двойное гражданство, чтобы не дать этническим русским ослабить украинскую независимость и осуществить воссоединение с Россией.
Прошло примерно 18 лет с развала Советского Союза и повторного появления украинского государства. Несмотря на утверждения многочисленных официальных заявлений, опросов общественного мнения и социологических исследований, Украина так до конца и не решила свою проблему с национальной принадлежностью. Текущая ситуация имеет определенные параллели с Югославией в 1970-80х годах. Тогда, к огорчению федерального правительства, больше людей считали себя боснийцами, хорватами, черногорцами, сербами и словенцами, чем югославами. Хотя сохранение Югославии оказалось несостоятельным, неспособность найти политическое решение привела к непостижимому насилию, смертям и разрушению.
В недавней истории есть и прецеденты успешного разделения. В 1993 году Чехословакия мирно разделилась на Чехию и Словакию. Сегодня каждая из стран проводит свой собственный курс, одновременно двигаясь в одном политическом направлении. В Чехии проживает небольшое словацкое меньшинство, в то время как в Словакии живет небольшое венгерское меньшинство. Все три страны – Чехия, Венгрия и Словакия – являются членами ЕС и НАТО.
И, наконец, что не менее важно, для Запада может оказаться проще оказать поддержку Украине меньшего размера, чье правительство привержено целям западного развития.
Оригинал публикации: Could partition solve Ukraine’s problems?
Перевод ИноСМИ |