В свете членства Минска в Таможенном союзе интересно посмотреть на его успехи и неудачи, выгоды и потери. И тут есть о чем задуматься. В настоящее время белорусская промышленность стремительно теряет рынки, продажи падают, но предприятия, вынужденные выполнять планы по росту объемов производства, не сворачивают его, а работают на склад. Получается, что белорусский президент вынужден сам ездить по соседним странам, пытаясь разгрузить склады.
Действительно, у Лукашенко серьезные основания для беспокойства. Запасы готовой промышленной продукции год назад составляли 50% годового промпроизводства, а в апреле 2013-го — уже 82% (данные Белстата). Экспорт белорусских инвестиционных товаров, и прежде всего продукции машиностроения, с начала года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года просто катастрофически. В январе-апреле 2013-го экспорт белорусских товаров составил $1,28 млрд, уменьшившись в сравнении с тем же периодом 2012 года на 22,8%.
Учитывая, что Беларусь не может наполнять бюджет за счет экспорта полезных ископаемых (кроме хлористого калия, который дает лишь 5–7% поступлений в бюджет; -хотя тут же сразу вспоминаем о российской «калиевой войне» призванной отобрать у братской Беларуси 20% её валютных поступлений) ), обвал экспорта продукции машиностроения может оказаться фатальным для государственных финансов. Независимые экономисты уже говорят о неизбежной девальвации по образу и подобию финансового обвала 2011 года.
А Центробанк России вообще недавно обнародовал данные, по которым до трети белорусского экспорта может оказаться фиктивным. В связи с чем валютное положение страны может оказаться значительно хуже, чем следует из официальных показателей.
Несмотря на административные усилия белорусского совмина по сдерживанию спада, промпроизводство в стране с начала 2013 года начало сокращаться (—1,7% за 4 месяца к аналогичному периоду прошлого года). А задолженность предприятий стала резко расти (34% на 1 апреля к прошлогоднему 1 апреля при росте цен на промпродукцию на 18%). Сальдо внешней торговли Беларуси ушло в отрицательную зону (—$1,01 млрд за 4 месяца 2013-го).
Но проблемы в белорусской экономике не ограничиваются макроуровнем. Это лишний раз подтвердила общенациональная забастовка индивидуальных предпринимателей 27 июня. В ней, по разным оценкам, участвовало около 70% ИП страны.
Недовольство белорусских мелких бизнесменов вызвала перспектива введения в действие с 1 июля нового технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», который предусматривает дополнительные процедуры оформления импортной продукции легпрома. В этом случае большинство мелких торговцев будут вынуждены закрыть свой бизнес. Потому что стороной, на которую приходятся основные издержки фактического удорожания импорта, стал малый бизнес.
Таким образом, пока что можно сделать один вывод: для белорусского бизнеса от Таможенного союза пока только одни убытки. Продукция промышленных гигантов становится неконкурентоспособной и ее продажи падают, малый бизнес и подавно не способен соответствовать новым более высоким требованиям к условиям работы и качеству товаров.
Вряд ли белорусская картина похожа на «тихую экономическую гавань» Поэтому говорить о каких-либо очевидных или бесспорных выгодах от вступления Украины в Таможенный союз сегодня не приходится. |