Путинское позиционирование России как супердержавы зиждется на стратегическом военном потенциале созданном во времена Советского Союза и экспорте энергоресурсов, который приносит 50% валового национального дохода.
Следующим подспорьем должны стать интегрированные Россией всевозможные союзы на подобие Таможенного.
Но есть ли вокруг чего интегрироваться?
На деле имеем стагнирующее снижения курса российского рубля , падения биржевых индексов и оглашения совсем безрадостных прогнозов для российского сырьевого экспорта. Если к этому списку добавить последние неприятности «Газпрома», то будущее Таможенного союза нельзя назвать безоблачным. Прозвучали и официальные заявления о снижении российских доходов от продажи газа. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил: только за три года бюджет России может потерять около 52 млрд руб. в случае замедления роста тарифов на газ до 5%. Масла в огонь подлил и первый заместитель председателя Центрального банка РФ Алексей Улюкаев, который спрогнозировал двойное увеличение объема оттока капитала из России.
По оценке минэкономразвития РФ, в мае эта цифра составила $8 млрд. А чиновники министерства и вовсе сгустили краски: за первое полугодие 2012 года экономика РФ выросла на 4,5%, за январь—май 2013-го — на 1,8%. Падение темпов примерно на 2,5 пункта. То есть говорить о позитивных тенденциях в экономике локомотива Таможенного союза не приходится.
Не внушает оптимизма и очередное бюджетное послание российского президента на 2014–2016 гг. Увеличение социальных расходов, не обеспеченное ростом экономики, заведет страну в тупик, заявил Владимир Путин. Снизить остроту проблемы в состоянии резервные фонды, но и их может оказаться недостаточно, поскольку придется решать проблемы не только пенсионные, но и инфраструктурные.
Жесткое требование сделать бюджет страны бездефицитным к 2015 году уже не рассматривается как краеугольный камень всей бюджетной политики. Эксперты этим фактом не удивлены: обеспечить бездефицитность бюджета в нынешних условиях практически невозможно. |