Мне надоело жить в прошлом — в стране, "которую мы потеряли", в войне, "которую мы выиграли", в траве, что была "зеленей". Прошлое с завидным постоянством определяет повестку дня в России и Украине. Борьба за "прекрасное прошлое" застит нам любые возможности думать о будущем. Как сварливая жена и мать "отдавшая лучшие годы" другому времени, мы неспособны понимать настоящее и не хотим думать о том, что ждет нас дальше.
Есть такое понятие – необратимые действия. Например, когда пирожное падает в лужу, или вы выдавили из тюбика слишком много зубной пасты, или ребенок изрезал ваш дорогой костюм в лохмотья.
Все эти действия находятся в прошлом и необратимы. Или разумно необратимы. Конечно, вы можете тщательно очистить пирожное, затолкать пасту обратно в тюбик и сшить испорченный костюм. Но вряд ли вы будете все это делать — ведь в этот момент вы начинаете тратить на прошлое собственное будущее. То самое, светлое и совсем не такое большое, как нам всегда казалось.
Намного сложнее с необратимыми социальными действиями. Социальные действия почти всегда кажутся обратимыми, и обоснованность попыток бороться за прекрасное прошлое, тратя время неопределенного будущего, не подвергается сомнению.
Ушел любимый человек, сказав, что навсегда – вернуть! Отказался ребенок от карьеры музыканта и даже скрипочку прочь вышвырнул – заставить! Потратил на кого-то "лучшие годы жизни" — потрать и остаток, заезженной пластинкой вспоминая, какие жертвы отданы.
В чем же разница двух этих необратимостей? В существенном – социальные действия необратимы, только если мы умеем прощать, закрывать и отпускать от себя прошлое. Так освобождается место для будущего.
Тяжелее всего простить коллективные социальные действия – историю. История оказалась настолько обратима, что уже более 20 лет у нас нет будущего, которые бы мы не тратили на разборки с историческим прошлым. Куда там английской грамматике с ее future in the past. Наше время — past in the future — гораздо масштабнее, оно давно покинуло дом языка.
Все — о прошлом. Начиная с новой русской фэнтези, которая все больше о путешествиях в прошлое с целью его изменить, и заканчивая нашими городами с улицами Белы Куна, Мате-Залки, Дзержинского, с вечными спорами о Киевской Руси, о принадлежности Крыма и о судьбе славянских народов.
Эта большая и общая проблема европейского постсоветского пространства особенно остра на Украине, где общей легитимной истории и быть не могло. Коллективное прошлое здесь еще более конфликтно, поскольку неоднозначно. С его разными героями оно не может быть другим — но войны памяти вновь и вновь пытаются обратить ситуацию вспять.
У замечательного русского филолога и переводчика Александра Черноглазова есть небольшая работа "От другого к другому или о словесном рае". Она — о прощении, о чрезвычайной важности безвозмездно прощать.
У замечательного украинского историка Ярослава Грицака есть идея о примирении истории, которая определяет необходимость к обоюдному извинению и виновных, и виноватых. "Украина — это территория пограничья, которая имеет несколько иные правила (…) На территории страны в разные времена происходили геноциды разных народов, поэтому, прежде всего, нам необходимо примирить память между всеми участниками истории — следует простить и попросить прощения".
Черноглазов пересказывает отрывок романа "Война и мир", где Пьер Безухов проникается историей солдата Платона Каратаева о купце, незаслуженно обвиненном в убийстве компаньона и сосланном на каторгу. Уже на каторге, отвечая на вопросы тамошних обитателей, как он туда попал, купец рассказал произошедшее с ним. Среди слушателей оказалась и истинный виновный, который, вдруг осознав содеянное, пал в ноги старику с просьбой простить. На что старичок ответил: "Бог тебе простит, на тебя не держу зла, за свои грехи страдаю". Убийца сознается, пишет прошение на царя, но постановление помиловать невинного и воздать деньгами опаздывает — старик-купец к тому времени умирает.
Слова купца "Бог простит" и опоздавшая справедливость – пиковые события в рассказе, они вызывают удовольствие у рассказчика, слушателей и Пьера, который через этот рассказ "становится готовым к новому чувству".
Эта почти библейская притча — о том прощении прошлого, к которому мы совсем не готовы. Об умении невинного отпустить долг виновному, об умении победителя признать собственные неудачи и попросить прощения за них.
Имея очень разные истории современности, мы, и в России, и на Украине, не можем простить и закрыть коллективное прошлое. Хоть и в разной степени, оно не перешло для нас в разряд необратимой системы, к которой испытываешь уважение, но не присваиваешь как единственный ориентир собственного будущего.
"Готовность к новому чувству", к будущему, увы, не рождается из нашей охваченности исторической судьбой — не важно, трагической или победной. Нам нужна спокойная определенность прошлого. Она позволит нам сделать важный шаг в неопределенность будущего, которое важно встречать лицом, а не затылком.
Окончательное решение инвалидского вопроса в СССР.
В 1949 году, перед празднованием 70-летия юбилея Великого Сталина, в СССР были расстреляны фронтовики, инвалиды Второй мировой войны. Часть их расстреляли, часть вывезли на далекие острова Севера и в глухие углы Сибири с целью дальнейшей утилизации. Валаам - концентрационный лагерь для инвалидов второй мировой войны расположенный на острове Валаам (северная часть Ладожского озера), куда после второй мировой войны в 1950 - 1984 свозили инвалидов войны. Основан по указанию советского руководства в 1950 году. Находился в старых монастырских зданиях. Закрытый в 1984 году. Окончательное решение инвалидского вопроса в СССР было проведено за одну ночь силами специальных отрядов советской народной милиции. В одну ночь органы провели облаву, собрали бездомных инвалидов и централизованно везли на вокзал, грузили в вагоны теплушки типа ЗК и эшелонами отправили на Соловки. Без вины и суда. Чтобы они неприятным видом своих фронтовых обрубков не смущали граждан и не портили идиллическую картину всеобщего социалистического благоденствия советских городов. Существует мнение, что беспризорные инвалиды ВОВ, коих было после войны десятки тысяч, прежде всего вызывали злость у тех, кто действительно просидел войну в штабах. Ходили слухи, что эту акцию организовал лично Жуков. Инвалидов, например, вывезли не только из Киева, их вывезли из всех крупных городов СССР.
«Зачистили» страну за одну ночь. Это была беспрецедентная по своим масштабам спецоперация. Рассказывали, что инвалиды в пытались сопротивляться, бросались на рельсы но их поднимали и всё-равно везли. «Вывезли» даже так называемых «самоваров» - людей без рук и ног. На Соловках их иногда выносили подышать свежим воздухом и подвешивали на верёвках деревьев. Иногда забывали и они замерзали. Это были обычно 20-летние ребята, покалеченные войной и списанные Родиной как отработанный и больше не приносящий пользу Родине человеческий материал.
Многие из них калечились во время штурма Берлина в Марте-апреле 1945-го, когда маршал Жуков в целях экономии танков посылал солдат пехотинцев в атаку на минные поля - таким образом наступая на мины и подрываясь - солдаты своими телами разминировали минные поля, создавая коридор для войск, тем самым приближая Великую Победу. - Об этом факте товарищ Жуков с гордостью хвастался Эйзенхауэру, что зафиксировано в личном дневнике американского военачальника, который просто впал в ступор от таких откровений советского коллеги.
Со всего Киева в тот раз вывезли несколько тысяч инвалидов. Инвалидов, которые жили в семьях не трогали. «Зачистка инвалидов» повторялась в конце 40-х годов. Но тогда инвалидов отправляли в интернаты, которые тоже напоминали тюрьмы, да и были эти интернаты в ведомстве НКВД. С тех пор на парадах ветеранов уже не было инвалидов. Их просто убрали, как неприятное упоминание. Таким образом Родина больше никогда не вспоминала об этой неприятной проблеме инвалидов, а советский народ мог дальше продолжать беззаботно наслаждаться советской благодатной действительностью без необходимости лицезреть неприятное зрелище тысяч просящих милостыню спивающихся инвалидов-обрубков . В небытие ушли даже их имена. Уже гораздо позже те инвалиды оставшиеся в живых, начали получать льготы и прочие блага. А те - одинокие безногие и безрукие мальчики были просто заживо похоронены на Соловках, и сегодня уже никто не знает их имён и их страданий. Так было произведено окончательное решение инвалидского вопроса в СССР.
tango, тема правильна. Але "свідомим" не сподобається, бо не хочуть історію залишити історикам. На чому ж тоді заробляти політичні бонуси? Програми з людської нема, за числом поданих законопроектів пасуть задніх, за змістом - маразм. Тут треба тільки впливати на емоції, щоб люди не думали, а кидались один на одного.
Тільки не можна йти вперед з головою, вивернутою назад. Під ноги дивитись треба, щоб лоба не набити, дивитися перед собою, щоб шлях свій шукати.
Джек, просто цікаво, яку саме публіку мають загітувати твої картинки? В "інтелектуальності" агітуючих сумніву, звичайно, нема.
Хоч би посоромився виставляти краденого "свободою" козака.
К. Миколайович, Вот правильно написали ))))))))))))))
Проблема в том что украинцы любят голосовать не умом а душой Из этого как следствие всякого рода "обиженные" за которых в последствии и голосуют
Причём сами люди подсознательно готовы к тому что ничего та или другая политическая группа НЕ СДЕЛАЕТ
tango, Так вспомните предвыборную пчеловода
1 купили бигборды за 1 год до выборов наклеили логотип с подковой
2 САМИ начали трощить купленные борды с криками НАС ВЛАСТЬ ДАВИТ
3 НУ и ХИТ СЕЗОНА ДИОКСИН ......
Джек, якщо українець, мову вивчи.
Є такий вираз "в третій особі" - чув?
Звертайся, зможу допомогти освоїти "солов'їну", якщо в школі уроки української прогуляв.
www.kaniv.net не несе відповідальності за зміст опублікованих на сайті користувальницьких рецензій, оскільки вони висловлюють думку користувачів і не є редакційним матеріалом
WayBe ГИ ГИ :)) Читайте листа выд підарів:
Направляется уведомление о внесении в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющи.. [весь] стихотворение о судьбе отечества [3]
Анті-гоблін Я трохи підкину на вентилятор: - «Я буду сидіти на яхті та їсти омарів, а що буде з вами?
Реформи – це реформа ВЛАДИ, а не громадян. І аж ніяк не навпаки.
Анекдот. Зах.. [весь] Влада людей з особливими потребами [1]
WayBe tzs, це ж треба. 13 років тому :)
Вітаю! вірші. [8]
tzs В мене ще його є багато, на ФБ, запрошую у друзі, кому подобається
Мужик впіймав чарівну рибку…
«Пусти мене й бажання швидко
Тобі я виконаю в дар».
«Багатим хочу буть, я.. [весь] вірші. [8]
tzs Знайшов свою творчість на сторінках Вашого сайту, дякую за підтримку вірші. [8]