18 мая, в День Европы, состоялись митинг оппозиционной акции «Вставай, Украина» и антифашистская демонстрация, организованная Партией регионов. События, которые произошли между отелем «Интерконтиненталь» и зданием Главного управления МВД Украины, буквально взорвали украинское общество. Ведь именно там, как свидетельствуют многочисленные сообщения, видео и фото, были избиты журналистка 5 канала Ольга Сницарчук и фотокорреспондент газеты «Коммерсант» Влад Содель.
Буквально сразу же информация об избиении журналистов появилась почти во всех СМИ. Кроме того, Ольга приняла участие в программе «Время. Итоги» на 5 канале, где, собственно, и рассказала об инциденте. На канале «1+1» вышел сюжет с очень интересной подписью «Наших бьют».
У нас, как у журналистов, сразу возникает вопрос: с какого времени людей разделили на наших и не наших?
Мы решили лично связаться с Ольгой Сницарчук и поговорить о событиях того дня, чтобы быть объективными и подать незаангажированную информацию. Мы звонили Ольге в течение нескольких дней на мобильный, но она так и не ответила. Может, она боится провокаций по отношению к себе? А может, наоборот, дело с ее избиением оставляет больше вопросов, чем ответов? Иначе, почему она отказалась прийти в прямой эфир на Шустер Live?
Для того, чтобы понять, что же все-таки произошло, нужно начать с самого начала.
Итак, Киев, суббота, 18 мая, День Европы. В разгар акции «Вставай, Украина» в центре Киева появляется БРДМ с морковкой и людьми в костюмах кроликов на борту. Кстати, увидеть БРДМ в центре города последнее время можно все чаще. Начиная от того, что их используют как средство рекламы, в качестве элемента корпоратива или во время политических кампаний.
Люди на БРДМ решили то ли порадовать, то ли подразнить митингующих. Задумка получилась явно не из лучших. Во всяком случае, для «кроликов» с БРДМа. На подъезде к Софийской площади его остановила толпа сторонников «Свободы», подошли правоохранители. Толпа начала выкрикивать оскорбления в адрес людей в БРДМ.
Милиция сразу попыталась вывести БРДМ из центра. Один из милиционеров залез на машину, чтобы увезти ее на штрафплощадку. Но сделать этого не дали.
За считанные минуты толпа митингующих от оппозиции окружила машину и началось действительно страшное: сначала лобовое стекло машины заливают кефиром, затем взбешенная толпа начинает ее раскачивать, чтобы перевернуть. Стекло разбивают. И через разбитые окна тычут в «кроликов» флагштоками, а затем внутрь машины распыляют слезоточивый газ.
Вдруг внимание «свободовцев» привлекает колонна молодых людей в спортивных костюмах, которая приближается к БРДМ. Не успевает группа подойти, как на них нападают. Вот кадр начала драки. Летит первая бутылка с водой. Хорошо видно, что бросили ее именно «свободовцы».
Далее летят камни и бутылки с водой. А чуть позже появляются люди в масках и начинают отгонять молодых в спортивных костюмах, применяя слезоточивый газ. Почему свободовцы так на них отреагировали, если, по словам самого Титушка, они охраняли оппозицию?
К нам попали документы с именами и номерами телефонов людей от партии «Батькивщина» и «Свобода», которые нанимали этих ребят для охраны. Именно им во время акции и звонил руководитель группы молодых людей в спортивных костюмах. Когда начался инцидент, народный депутат от «Свободы» Руслан Кошулинский пытается остановить конфликт и примирить стороны. Причем, он — единственный народный депутат, который в тот момент правильно оценил обстановку и адекватно повел себя в этой ситуации. Но даже «свободовцы» его не послушали.
В это время с другой стороны по улице шествовал еще один молодой парень в спортивном костюме — случайный прохожий. «Свободовцы» почему-то восприняли его как чужого и начали жестоко избивать. И именно с этого момента начались хаотические драки по всему периметру. Очевидно, в одной из таких стычек и пострадали журналисты.
Эта история уже больше недели является топовой во всех СМИ и социальных сетях. И все больше обрастает не только фактами, но и домыслами, а иногда даже откровенной ложью. Сейчас можно только догадываться для чего все это делается и кому выгодно этой историей манипулировать.
Хотим обратить внимание лишь на несколько моментов, которые заинтересовали нас как журналистов.
На видео с места событий четко видно начало схватки. Наряду с Вадимом Титушком видно человека, который просит журналистов не провоцировать. Человек в белой рубашке, не обращая внимание на предостережения, откровенно пристает к Титушко, протягивая к нему руки. Причем, этот человек появляется на кадрах у журналистов — постоянно.
Так же, как и еще один человек в очках и с фотокамерой в руках.
На этом кадре четко видно как он бьет Вадима Титушка ногой прямо в пах.
Тот, конечно, ему соответствует. И в следующий момент человек в очках куда-то исчезает. Кто он? Это представитель СМИ или простой прохожий? Почему его никто не ищет как свидетеля? И как расценивать поведение этих людей? Не в качестве провокации ли?
А вот съемки с камеры Влада Соделя.
Их считают одним из основных доказательств избиения журналистов. По словам Ольги, фотоаппарат включился сам по себе именно во время того, как фотокорреспондента толкнули или ударили.
На этой съемке хорошо видно, что за несколько секунд и Ольга, и Влад уже были на ногах. Красные кроссовки принадлежат Ольге, ботинки с зелеными шнурками — Владу.
А вот еще фото, где видно, что Ольга и Влад присели у стены, а не валялись на земле.
А теперь о громких заявлениях о нанесении телесных повреждений.
В СМИ говорят, что Ольгу избили до крови. И действительно, первичная судмедэкспертиза зафиксировала у Ольги синяк на левом запястье и трещину на губе. А в сюжете телеканала 1 +1 прозвучала противоположная фраза:
«Ольга Сницарчук говорит, что следов побоев в таких местах нет — били профессионалы, защищал муж».
Так били Ольгу или нет? Если да, то, чтобы точно установить характер повреждений и их причину, требуется дополнительная экспертиза. Сейчас она невозможна, так как по нашей информации Ольга Сницарчук в данный момент находится за границей.
И почему, в конце концов, Ольга заявляет, что это было нападение именно на журналистов, если на ней не было ничего, что идентифицировало бы ее как представителя СМИ. Да и снимала она на мобильный телефон — точно так же, как и десятки людей вокруг.
Хочется вспомнить о правилах поведения журналиста на массовых акциях.
1. Старайтесь не находиться в гуще толпы. Займите позицию, с которой удобно наблюдать за происходящим и с которой есть пути отступления.
2. Рекомендуется иметь какой-либо заметный бейдж, жилет или накидку с надписью большими буквами: «ПРЕССА».
Ольга Сницарчук так прокомментировала ситуацию в интервью Телекритике: «У Влада был бейдж прессы, а на мне нет. Я уже его сняла, потому что мы уже шли домой».
Сразу после инцидента некоторые журналисты выразили свой взгляд на то, что произошло. В частности, в своем блоге на «Украинской правде» журналист Александр Чаленко прокомментировал эту ситуацию так:
«С одной стороны, сомнительно, чтобы среднестатистический боевик-свободовец, скин-фанат или спортсмен-«антифашист» мог визуально идентифицировать парламентского журналиста или народного депутата, чтобы в потасовке не помять кого не следовало. С другой стороны, почему ветеранов на 9 мая бить можно, а журналистов – нельзя?»
А Мустафа Найем в своем блоге обвинил правоохранителей, которые, мол, вместо того, чтобы остановить молодых регионалов и защитить Ольгу — защищали БРДМ с морковкой.
А вот эти фото свидетельствуют совсем о другом. На них видно, что правоохранители защищают журналистов от нападающих.
А что говорят журналисты — очевидцы событий?
Оксана Шкода написала на своей страничке в Фейсбуке:
«Ольга Снисарчук находилась недалеко от меня и в процессе возникшей драки молодых людей нас одинаково «откинули». Ни ко мне, ни к ней не применили физической силы»
Мы связались с автором этого комментария Оксаной Шкодой, и вот что она нам рассказала:
«Я смотрела интервью Ольги Сницарчук, в котором она рассказывает, что на нее напали 20 человек. Это абсолютно не соответствует действительности, потому что эти молодые люди были увлечены дракой сугубо между собой. Когда они переместились на тротуар, действительно была толкотня. Но целенаправленно на нее они не шли».
Подобный случай произошел не только с постом Оксаны Шкоды. 24 мая примерно в 18.30 на сайте from-ua появилась статья под названием «Тупо крокодильи цивилизационные сопли Ольги Сницарчук». И уже буквально через час к ней не было доступа. Хотя сайт работал в обычном режиме. Доступ к ней восстановился на следующий день.
В связи с этим возникает вопрос: кто эти люди, которые чувствуют себя в соцсетях, как у себя дома, наводя порядки. Какими мощностями они обладают?
Не те ли это блоггеры, обучаемые на ТехКемпах некоторым особым премудростям работы в Интернете западными специалистами вроде Алека Росса, одного из соучредителей сети Фейсбук, который также является старшим советником Госсекретаря США по инновациям? Человеком, которому Барак Обама обязан успехом своей избирательной кампании в Интернете. Одним из тех, к кому тянутся главные нити организаций революций на востоке?
Точку в этой истории должны поставить правоохранители. Поскольку их задачи: найти и наказать виновных.
Мы же сейчас хотим обратить ваше внимание на то, что во время этой акции Ольга и Влад были не единственными людьми, которые пострадали.
Речь идет о «кроликах» из БРДМ. Напомним, что в течение двух часов этих людей травили слезоточивым газом.
Представьте себе: лето, жара, люди сидят внутри железной машины. Дышать тяжело и так. А их еще и травят газом. Ребята пережили 16 газовых атак, от чего у них мог быть паралич дыхательных путей, ожог слизистой или даже остановка сердца. Их мучили на глазах сотен людей под прицелом десятков камер видео и мобильных телефонов.
И ни один, повторяем, НИ один человек не вступился!
Даже тогда, когда «кролики» покидали кабину, над ними продолжали издеваться. Вывести их подальше от обезумевшей толпы удалось только благодаря правоохранителям.
Почему никому не пришло на ум, что это — живые люди? Клоуны они или провокаторы — дело другое. Вероятно, что они нарушили закон. И должны отвечать за свои глупые шутки тоже по закону. Слышите? ПО ЗАКОНУ. А не становиться предметом суда Линча.
Вопросы к тем, кто бил: вы теперь будете делать так со всеми, кто иначе думает?
Хотя кто-нибудь задумался над тем, что эти люди могли реально убить?
А если не убить, то, как минимум, сделать калеками. Тем более, что они реально пострадали. Кто они для вас? Враги и провокаторы? Врагов уничтожают и травят газом как в концлагерях во Вторую Мировую?
А откуда бутылки с водой, палки, камни, ножи и слезоточивый газ? «Свобода» теперь так ходит на мирные акции? Во всеоружии?
Вместо того, чтобы разобраться в ситуации, которая сложилась, некоторые СМИ начинают еще больше нагнетать обстановку как вокруг ситуации с избиением Ольги Сницарчук, так и вокруг событий с БРДМ.
Так, Мустафа Найем заявил, что человек, который был в момент избиения журналистов рядом с ними и провоцировал столкновение, был не кто иной, а Василий Бойко, глава организации «Молодые регионы». Правда, потом сам Мустафа признал, что ошибся. Но представьте себе, что информация уже распространилась и фактически Бойко оклеветали. На самом деле во время акции он находился за пределами Киева. Что касается ситуации с БРДМ…
В пятницу, 24 мая, в «Обозревателе» появилась статья, в которой говорится, что координатор общественного движения «Общее дело» Александр Данилюк заявил, что на БРДМ было оружие:
«На нем был установлен крупнокалиберный пулемет КПВТ. Он не мог быть в гражданском обороте, т.е. являться собственностью частных лиц или организаций. В таком случае наиболее вероятным владельцем бронетехники являются Внутренние Войска МВД Украины, в которых они официально находятся на вооружении».
На самом деле это чистая ложь, поскольку уже на момент его заявления было установлено, что это не так.
Дело привычное — чем больше проходит времени, тем больше появляется спекуляций на информации. Но зачем настолько нагнетать обстановку? Представьте себе, что этот материал прочитала человек, который не видел этого собственными глазами, и воспринимает информацию только с экранов телевизоров и печатных СМИ. И читает, что в центре Киева был БРДМ в полной боевой готовности. Какой может быть его реакция?
Впрочем, складывается впечатление, что господин Данилюк сознательно говорил об этом. И его действия — это классическая схема работы спецслужб, которые провоцируют экстремистские меры, играя на эмоциях людей.
Кстати, кроликам с БРДМ инкриминируют то, что появившись на боевой машине в центре Киева, они нарушили закон и должны за это нести ответственность. Но возникает встречный вопрос.
Давайте вспомним предвыборную кампанию 2012 года, когда по улицам Борисполя ездил вот этот замечательный красный БРДМ с агитацией за партию «Удар». Против него не протестовал никто. Так же, как никто не предъявлял претензии о нарушении закона.
Мы нашли этот БРДМ. Сейчас он стоит на территории СТО по улице Горького и очевидно ждет новое задание.
И такой случай не единичный. Улицами Винницы той же осенью 2012 года передвигался БТР с агитацией за кандидата в нардепы от «Батькивщины» Юрия Иорданова. Где же «свободовцы»? Почему они не кричат, что этот броневик давит людей?
Кстати, БРДМ без всяких проблем можно купить в специализированных магазинах и стоимость его колеблется от 40 до 100 тысяч гривен.
В связи с этим хочется снова спросить у Ольги Сницарчук, почему она, как журналист, не выполняет свой профессиональный долг и никак не реагирует на избиение кроликов с БРДМ? Ведь сама попала впросак. И как никто другой должна понимать, что такое — разъяренная толпа. Хотя … Если она будет реагировать так же, как отреагировала на избиение снежками нардепов Гориной и Левочкин и Марины Ставнийчук, то, может и хорошо, что она молчит … Вот ее пост в сети Фейсбук:
В этой истории еще рано ставить точку. Остается очень много вопросов.
Почему хулиганский поступок расценивается как наступление на свободу слова?
Почему журналисты и блогеры в соцсетях нашли Вадима Титушка за сутки, а тех, кто убивал «кроликов» с БТР, даже и не думают искать?
Почему все то, что происходило вокруг «морковного автомобиля» считается правильным и нормальным, а то, что случилось с журналистами — провокацией и нарушением их прав?
Почему «Репортеры без границ», «Стоп цензуре» и Фридом Хаус не ищут виновных и не выступают за права других людей, а только за двух журналистов? Потому что это — выгодно?
Причем, журналистов особых. Потому что далеко не всех представителей СМИ будут заступаться всем миром. Как не думают заступаться за Аню Петренко, журналистку «Чрезвычайных новостей», которую действительно зверски избили саперной лопаткой полгода назад.
И по делу которой до сих пор нет продвижения, не создана Комиссия, а судья затягивает рассмотрение… Может потому что она не связана с иностранными фондами и не аккредитована в Кабмине как Ольга Сницарчук?
Почему никто не вспоминает избитого во Львове журналиста Ярослава Совет и его жену? На этих фото — супруги, которые реально пострадали.
Почему Фридом Хаус и другие не заступаются за них? Может, потому что такие журналисты не интересуют западные организации, потому что здесь нет никакой политической выгоды?
Давайте вспомним, как били журналистов в той же Великобритании, Греции, США или Турции: их били полицейские, которые являются представителями государственной структуры, представителями власти. В Киеве же была драка между обычными людьми, а «Беркут» и подразделения МВД их разнимали. Так почему же тогда обвиняют украинскую власть и правоохранителей? И кого на самом деле надо винить?
Создается впечатление, что вся эта история с избиением журналистов — попытка отвлечь внимание от куда более серьезных вещей. Возможно потому, что акция «Вставай, Украина» так и не стала знаковым событием в украинской политической жизни, как на то рассчитывали ее вожди.
И самое главное: не стала ли Ольга Сницарчук удобной разменной монетой для политиков, которые кричат о «преступной власти», которые теперь хотят инцидентом с журналистами прикрыть собственное преступное попустительство тем, кто на самом деле устроил кровавую бойню в центре Киева?
Это все вопросы, на которые некоторые совсем не хотят отвечать. Наверное, о них выгоднее молчать, не давать ходу, не замечать.
Мы, журналисты, должны помнить несколько вещей. Вот так мы должны выглядеть на любой массовой акции.
Мы должны выполнять свой профессиональный долг, избегая провокаций. Мы не становиться разменной монетой в политических играх. И, наконец, мы должны четко отделять свою гражданскую позицию от журналистской. Иначе мы сами можем похоронить свою страну.
Сегодня в обществе наступил момент, когда злые силы могут использовать любую мелочь, выкрутить так как им заблагорассудится, — любую ситуацию. Для того, чтобы из нее высечь искру, из которой можно потом разжечь революционную ситуацию, как это было в Ливии и Сирии. И наша с вами задача сегодня в том, чтобы этого не допустить.
www.kaniv.net не несе відповідальності за зміст опублікованих на сайті користувальницьких рецензій, оскільки вони висловлюють думку користувачів і не є редакційним матеріалом
Анті-гоблін Я трохи підкину на вентилятор: - «Я буду сидіти на яхті та їсти омарів, а що буде з вами?
Реформи – це реформа ВЛАДИ, а не громадян. І аж ніяк не навпаки.
Анекдот. Зах.. [весь] Влада людей з особливими потребами [1]
WayBe tzs, це ж треба. 13 років тому :)
Вітаю! вірші. [8]
tzs В мене ще його є багато, на ФБ, запрошую у друзі, кому подобається
Мужик впіймав чарівну рибку…
«Пусти мене й бажання швидко
Тобі я виконаю в дар».
«Багатим хочу буть, я.. [весь] вірші. [8]
tzs Знайшов свою творчість на сторінках Вашого сайту, дякую за підтримку вірші. [8]