Политическая ситуация в стране медленно сползает к кризисной. Власть, с одной стороны, демонстрирует стремление к евроинтеграции, но тут же совершает действия, которые перекрывают путь Украины в Европу навсегда. Оппозиция занимается популизмом и кроме проблемы двух VIP-политзаключенных реально народу не интересна. И власть и оппозиция заинтересованы в подогревании интереса к себе любимым. И, как обычно, в нашей стране начинаются соревнования по любимому национальному виду спорта. Называется он борьбой нанайских мальчиков. Вроде бы борьба, а на деле танец на публику.
11.03.2013. Просмотрено 2275 раз. За сегодня — 18 раз. www.ostro.org
Это не исключает того, что борющиеся субъекты начинают ощущать угар и совершать не предусмотренные сценарием поступки. В этой связи следует присмотреться к тому, чем последние недели занималась новая в парламенте партия «Свобода».
Похоже на то, что она нашла способ самовыражения, нашла свой стиль публичной деятельности, развернув массовую войну с памятниками Владимиру Ленину. Но и с политическими противниками можно бороться по-разному. Вопрос о сносе того или иного памятника можно решать законно, через органы местного самоуправления. А можно устроить шоу, бравируя своими депутатскими полномочиями и наглой самоуверенностью молодых насильников.
«Свобода» избрала второй вариант. Когда смотришь кадры, снятые в Ахтырке, то возникает ощущение, что к каменному старику приехала зондеркоманда. Старик в борьбе тоже был не подарок. Давал во время гражданской войны указания брать заложников, расстреливать и вешать. Да дело и не в прямых указаниях. Он был идеологом, теоретиком диктатуры как власти, опирающейся на насилие. Однако никаких симпатий не испытываешь и к улюлюкающей зондеркоманде.
И ловишь себя на мысли, что во всех этих деяниях важен стиль. Стиль отрезания голов. Он симптоматичен, он сливается с призывом «Слава нації!» и ответом «Смерть ворогам!» А на памятниках Ленину всем наглядно показывают, какой должна быть эта смерть.
И тут уже не важно, что памятник в Ахтырке стоит на земле, которая городским советом передана еще в 2006 году религиозной громаде . Это важно было «свободовцам», когда они планировали свою акцию. Ведь памятника по документам там как будто и нет, следовательно, за публичное надругательство отвечать не придется. Для населения Украины важна телевизионная картинка.
Памятники в любом обществе ставятся для того, чтобы овеществить главные его ценности. В Советском Союзе после ХХ съезда КПСС, положившем начало разоблачению сталинизма, высшим руководством начал раздуваться культ Ленина. С одной стороны, он был реальным основоположником государства, а, с другой стороны, таким образом реализовывалась квазирелигиозная функция марксизма в СССР. В каждой школе, в каждой воинской части, на каждом предприятии были еще и ленинские комнаты со своеобразными алтарями. Были такие ритуалы как сдача ленинского зачета и пр. В принципе, в любом государстве существуют гражданские культы и в той или иной форме гражданская религия. В современной Турции стоят памятники Ататюрку, в США – Дж. Вашингтону. Но с марксизмом все обстоит парадоксальнее. Это учение предполагает полное освобождение человеческого разума от всех догматических предрассудков. Но превращение марксизма в государственную идеологию и из этой богоборческой теории сделало квазирелигию. Многочисленность памятников Ленину на просторах бывшего СССР объясняется именно этим.
Когда социалистический строй катастрофой закончил свое существование памятники советским деятелям утратили свою знаковую определенность. Бронзовым и бетонным Ильичам приходится регулярно осеняться сине-желтыми знаменами. В новом контексте они выглядят неприкаянно и жалко. В общем, полный постмодерн!
Но с прошлым нужно прощаться достойно. Владимир Ленин заслуживает серьезного отношения. Он был выдающимся теоретиком и политическим писателем, а не только политическим деятелем. Вдохновлялся Ленин высокими идеями гуманизма и это не повод для ора и хая, что в реальном воплощении эти идеи обернулись трагедией. Таковой оказалась диалектика просвещения, как изящно выразились Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно. Был ли у человечества иной путь развития? В нюансах, наверное. Но не в сущности. И если в мире будет расти расслоение, то мы еще увидим всплеск интереса к ленинским сочинениям.
Я это говорю как социолог, а не как адепт ленинизма.
Вернемся к сегодняшнему дню. Трудно не обратить внимания на отсутствие реакции государства на происходящие события. И это - симптом весьма серьезный. Наше государство – это конгломерат клиентельных групп, которые увязли в борьбе друг с другом. Ночное спиливание голов у памятников им пока представляется мелкими шалостями пиарящихся молодых радикалов. Игорь Мирошниченко даже в статье про себя в «Википедии» успел похвалиться подвигами в Ахтырке.
Местные власти начинают колебаться и подыгрывать партии, в которой ощущают грубую силу. Коммунисты решили противодействовать этому такими же силовыми методами. Собственно, сама ситуация их к этому подталкивает. И вот уже отряд луганских коммунистов отправляется в Ахтырку противодействовать свободовцам. «ОстроВ» писал об этом.
Ничего не напоминает? Так было в Германии до прихода Гитлера к власти. Отряды фашистов и коммунистов сходились в постоянных стычках, попутно терроризируя население. Это и есть наш дальнейший путь? Думаю, что на него становиться не нужно. И нужно заставить государство выступить гарантом социального мира. Для его сохранения необходимо цивилизованно решить и назревшую проблему с памятниками советским вождям. Те из них, что не представляют художественной и исторической ценности, должны быть перемещены в специальные парки. Те, что представляют историческую ценность, должны быть защищены законом.
Но в отличии от Веймарской Германии у нас постоянно возникает ощущение общей режиссуры всем процессом, почему я и начал с борьбы нанайских мальчиков. Такое ощущение уже было 9 Мая 2011 года (http://www.ostro.org/lugansk/politics/articles/181914/). Мой коллега и друг из Львова Олег Демкив написал мне: «Касательно войны с памятниками (а она уже идет - ведь на диверсии "против Ленина" уже ответили "диверсиями против Шухевича" - за последние дни в разных местах ЗУ повреждено несколько мемориальных таблиц). Это стихия радикалов! Да и менее радикальные часто не могут противостоять искушению, ведь это очень рентабельный механизм мобилизации какой-никакой электоральной поддержки. Создать тысячу рабочих мест - сложная задача - куда проще разрушить или, даже, установить памятник». Мне трудно что-то добавить к этим проницательным наблюдениям.
И в заключение о лицимерии. Члены партии ВО «Свобода» заявляют, что борются против тоталитаризма.
В это сложно поверить. Достаточно посмотреть на пантеон героям, увековеченный скульпторами в Галичине. Памятник Степану Бандере во Львове, памятник ему же в Дрогобыче, мемориальный комплекс и памятник возле него в Старом Угринове. Все они по стилистике очень напоминают советские памятники Феликсу Дзержинскому.
Культ Бандеры – это культ одного из правых тоталитарных течений прошлого века. Сам Степан Бандера был личность не менее героической и целеустремленной, чем Владимир Ленин. У него тоже были основания для борьбы. Ленин и Бандера принадлежат к тем политическим деятелям, которые были готовы жертвовать своими и чужими жизнями ради реализации идеологических постулатов. Но Ленин хотел счастья всего человечества и готов был загонять в него железной рукой. Бандера хотел независимой Украины и не останавливался перед утверждением, что власть в ней должна быть страшной. Ленин – фигура мирового масштаба, Бандера – локального. Ленин предлагал универсальный, ориентированный на всех, без различия расы, этнической принадлежности и пола, выход из социального тупика. Бандера предложил одну из экстремистских версий украинского национализма.
Но сейчас дело даже не в этом. Неужели нами все время должны управлять мертвые? Мы хотим вечно участвовать в войнах прошлого и проигрывать наши нынешние сражения? Мы хотим, чтобы одни каменные истуканы были заменены другими? Вопрос риторический.
Илья Кононов, доктор социологических наук, для ОстроВа
|