В результате Брестского мира, подписанного 3 марта 1918 года представителями Советской России, Советское правительство прекратило войну с Украинской Народной Республикой и заключило с ней мир. А уже 28 марта 1918-го, в результате государственного переворота в Украине к власти пришел гетман, прямой потомок гетмана Войска Запорожского, воспитанник Петербургского пажеского корпуса, кавалергард, флигель-адъютант и генерал-лейтенант царской армии Павел Петрович Скоропадский.
По условиям Брестского мира, Украина не имела права на свою армию, но гетман, человек военный и образованный, понимал пагубность для государства этой позиции, а потому используя все свои личные связи с командующим германских оккупационных сил генералом Вильгельмом Гренером и с его молчаливого согласия, пошел на формирование корпуса синежупанников. Не успел.
Павел Скоропадский (на переднем плане справа) и немцы.
Человек своего времени и сын своего сословия, он воссоздавал Украину как дружественную и партнерскую часть великой монархической России, но Россия была уже другой. Другой была и Украина, где гетманские инициативы не вызвали понимания, в результате через семь с половиной месяцев, в результате военного переворота социалистов-автономистов Петлюры и Винниченко, власть была утрачена и гетман выехал в эмиграцию.
Император Германской Империи Вильгельм II (слева) и Гетман Скоропадский на встрече в Ставке Верховного командования в Спа в августе 1918 года
Некоторое время жил в Швейцарии, позже, получив персональную пенсию от кайзера Германии, перебрался в Берлин.
Кайзеровская пенсия давала возможность быть независимым и гетман, в меру своих сил и своего понимания ситуации, занимается политической деятельностью.
Уже в 1920 году он организовывает в Берлине «Украинский союз хлеборобов-государственников», к которому примыкают видные эмигрантские теоретики украинской государственности Вячеслав Липинский и Сергей Шемет. В 1926 году при Берлинском университете на средства гетмана учреждается Украинский научный институт, где читает лекции на русском языке (украинским гетман владел на упрощенно-бытовом уровне).
Весной 1933-го Скоропадский по рекомендации рейхспрезидента Гинденбурга получает первую аудиенцию у рейхсканцлера Гитлера и убеждает его инициировать помощь голодающим в Украине. Сталин принять помощь Германии отказал по причине «отсутствия голодающих».
С приходом к власти Гитлера с его политикой воссоздания армии, гетмана приглашают к чтению лекций в Академии германского Генерального штаба. Практически весь германский генералитет признает высокий авторитет русского аристократа – «украинского короля».
Позже, гетманивна Елена, дочь Скоропадского, вспомнит, с каким почтением вставали все германские генералы при входе гетмана в аудиторию, а как-то присутствовавший при сем Гитлер нервно задергался, не решаясь вставать или нет.
В 1936-ом Гитлер жалует гетману звание генерал-фельдмаршала, но Павел Петрович гордо отказывается: «Я царский генерал и повышение могу принять только из рук монарха».
Весной 1939-го Скоропадский резко выступает против оккупации венгерскими войсками Карпатской Украины, громогласно называя союзников фашистов агрессорами и оккупантами.
Гетман с семьей
Отношение гетмана к фашизму характеризуются уже тем, что своего сына он отправляет в Лондон, а дочерей в Швейцарию. «Лояльность» к властям выражались в домашних приемах германских генералов, среди которых завсегдатаями были Йодль, Кейтель, Гот. В 1942-44 годах приемов удостаивались также бывшие советские генералы Андрей Власов и Сергей Буняченко.
Зимой 1940-1941 годов 68-летний Павел Петрович Скоропадский получает от рейхсфюрера Генриха Гиммлера предложение создать и возглавить Украинский легион в составе вермахта, на что выдвигает условия: легион возможен только как самостоятельное воинское формирование независимого государства Украина. Итак: признание независимости Украины союзной Германией и он, «украинский король», формирует армию этого государства для освобождения своей Родины.
Для получения независимости Украины таким путем гетман ищет и находит союзников из числа германской верхушки, а именно всесильного шефа военной разведки (абвера) адмирала Вильгельма Канариса и «министра иностранных дел» фашистской партии «русского прибалта» Альфреда Розенберга. Они используют все свои силы и влияние для положительного решения «украинского вопроса», но Гитлер непоколебим. Когда, 22 июня 1941-го, Германия решается на реализацию плана «Барбаросса», Канарис в отчаянии воскликнет: «Война уже проиграна, ибо мы отказали самому верному союзнику».
Как известно, немцы все-таки создали т. наз. «украинский легион» в составе батальонов «Нахтигаль» и «Роланд», однако это войско так и не вступило в бой на стороне Гитлера. Мало того, уже 13 августа 1941 года батальоны были разоружены и расформированы, большинство украинских офицеров были расстреляны, репрессированы, или использовались в полицейско-жандармских акциях. Личный состав самих батальонов впоследствии стал ядром организованной через год Украинской повстанческой армии.
Украинская дивизия СС «Галичина», сформированная во Львове летом 1943-го, после первого (и последнего) боя на стороне вермахта в июле 1944-го перестала существовать как боевая единица.
В ноябре 1944 года гетман Скоропадский получает от Гиммлера новое предложение: создать Украинский Национальный Комитет. При этом он настаивал, чтобы УНК был составной частью «Комитета освобождения народов России», возглавлявшийся генералом Власовым.
После некоторого торга Павел Петрович поставил условие: освобождение из германских концлагерей всех лидеров украинского национально-освободительного движения. Гиммлер удивился: «Зачем они вам? Они даже сидя в лагере умудрились перессориться», но гетман настоял на своём.
Тогда же, в ноябре 1944-го в гетманском поместье в Ванзее возле Берлина появились бывшие узники Заксенхаузена: полковник Андрей Мельник, лидер ОУН-м; президент УНР в экзыле Андрей Ливицкий; Степан Бандера, лидер ОУН-б со своим заместителем Ярославом Стецько и Тарас Бульба-Боровец, один из организаторов Украинской повстанческой армии, арестованный немцами во время переговоров в Берлине год назад.
Они действительно ни о чем не договорились, потому что против какого-либо сотрудничества с немцами выступили Бандера и Стецько.
12 апреля 1945 года германское правительство наконец-то признало Украинский Национальный Комитет (украинского эмигрантского генерала Войска Польского Павла Шандрука) в качестве независимого ни от кого представителя украинского народа и даже дало ему право формирования Украинской Национальной Армии. 19 апреля 1945-го остатки дивизии «Галичина», под названием 1-ой украинской дивизии УНА, даже примут присягу на верность Украине (а не Германии), но это уже ни на что не повлияет. В бои Второй мировой войны они уже не вступят.
16 апреля 1945-го во время бомбардировки англо-американской авиацией будет смертельно ранен «украинский король» гетман Скоропадский, лидеры самостийной Украины продолжат враждовать, а украинские повстанцы в Галичине, Подляшье, Холмщине, на Волыни, Полесье и Подолье будут истекать кровью в боях с НКВД, войдя в российскую историю не как украинское национально-освободительное движение, а как пособники фашистов.
http://echo.msk.ru/blog/covaljon/958426-echo/ |