ИЗ ПРЕКРАСНОГО ДАЛЕКА
ТОТ САМЫЙ Гайдар, который шагал впереди! Ие стало страны Пионерии, и любимый писатель детворы скорее теперь напоминает тень отца Гамлета. Ныне куда популярнее имя его внука, Егора Гайдара, одного из самых жутких мальчи-шей-плохишей постсоветского периода.
Правда, есть у нас город, где имя Аркадия Гайдара произносили с особым почитанием. Речь, разумеется, о Каневе. Это «ц отсюда, участвуя в оборонительных боях за Украину, знаменитый писатель, будучи корреспондентом "Комсомольской правды", передавал свой репортаж "Мост". Остатки того рубежа в лесах, где он продолжал бороться с врагом уже в рядах партизанского отряда, ло сей день напоминают о войне. Здесь, под селом Лепляво, Гайдар и погиб осенью 1941 года. :
После освобождения останки писателя были перенесены в Канев. Каждый день приезжали сюда школьники на экскурсии. Поклонившись памяти писателя-патриота, экскурсанты шли в библиотеку-музей Аркадия Гайдара. Старшее и среднее поколения помнят: всей великой страной возводился этот мемориал. Пионеры собирали металлолом и макулатуру, а вырученные средства высылали на специальный счет. А один мальчишка из украинской глубинки, которому мама дала 20 копеек на мороженое, пошел на почту и отправил эту лепту в Канев с припиской, чтобы поскорее построили библиотеку-музей. Корешок от того перевода, слава Богу, до сих пор среди экспонатов. Как и пришедший из "Горячего камня" огромный валун, наподобие того, какой Тащил мальчик Ивашка, желая вернуть молодость старику, пускай и вредному. Ведь его молодость, отданная революции, будет с ним всегда, и другой ему не надо.
Когда была уничтожена власть, благодаря которой процветала страна Пионерия, грозовые тучи начали сгущаться над музеем. Уж больно привлекательное место — в самом центре Канева. Какрассказываетпреды-дущий многолетний директор и хранитель сокровищ этого музея Василий Афанасьевич Береза, очень быстро нашлись "энтузиасты", положившие глаз на здание музея. Однако им помешали местные ветераны вместе с
коммунистами, которые готовы были круглосуточно защищать этот памятник людской доброты и единства. И таки отстояли. Единственное, что им было не по силам, так это помешать иудушкам из Министерства образования. Произведения Гайдара вычеркнули из школьных программ. Даже Черкасская областная организация Национального союза журналистов, учредив когда-то журналистскую премию имени Аркадия Гайдара, "зарубила" ее тихой сапой. Неужели подвергается сомнению факт журналистского мастерства автора "Тимура и его команды", множества газетных очерков? В чем тут дело? Ну, переименовали областную научную библиотеку с "имени Маяковского" на "имени Шевченко", объясняя такие реверансы в пользу классика украинской литературы тем, что "под его имя библиотеке дадут средства на ремонт". Да, ремонт сделали, но коренные черкасча-не по-прежнему зовут книгохранилище "Маяковкой", и ничего тут не поделаешь.
Узнав, что Василий Афанасьевич Береза тяжело болен, все же решаюсь зайти в музей Аркадия Гайдара. Вход на второй
этаж, где, собственно, расположен музей, закрыт для посетителей. Благодаря заслуженному работнику культуры Украины Юрию Гавриловичу Батеров-скому, которого в Каневе знают и уважают многие, удается еще раз осмотреть бесценные сокровища экспозиции. Сохранились личные вещи писателя, книги из его юношеской библиотеки в Арзамасе, великое множество подарков, уникальные фотб-графии. На одной из них Гайдар запечатлен с московской школьницей Зоей Космодемьянской в московском санатории "Сокольники" за год до войны. Пройдет немного времени, и оба они погибнут за Родину. А помнит ли" наша Нынешняя Родина о людях, принесших себя в жертву во имя нашей свободы? Знают ли нынешние мальчишки и девчонки о Зое Космодемьянской или об Аркадии Гайдаре? Понимают ли теперешние идеолога, что фактически рубят под корень будущее?
— Скорее всего, музея Гайдара у нас уже не будет,— сообщила сотрудница библиотеки-музея. — Тут планируют создать музей писателей — уроженцев Канева...
Простите, а как же быть с экспонатами собрания, посвященного именно Аркадию Гайдару? Вопрос повисает в воздухе. Музей остался сиротой. Уже нет в живых сына писателя — Тимура Аркадьевича, а внук, Егор Тимурович, говорят, сюда — ни ногой. Так разве один он такой, не помнящий родства? Нуамы-то зачем, если не можем отстоять, как когда-то каневские ветераны» музей, созданный ребятней, живущей от Карпат до Тихогоокеана?
Анна НЕМЧЕНКО
Рабачая Газета
|