Для многих людей «земля обетованная» - это символ земного рая, легкой, беспечальной жизни, короче говоря - молочные реки, кисельные берега. Не жизнь, а благодать. Но Библия говорит совсем о другом. Вообще-то «Господь» обещал Моисею «вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх, 3:8). Ох, опять «Господь», как бы это сказать - не то не совсем прав, не то не совсем правдив. Не было в «земле обетованной» рая земного до вторжения туда приведенных Моисеем евреев, а уж после того и подавно отнюдь не молоком и не медом - кровью потекла земля обетованная... Но не будем забегать вперед. В первых «обетах» - то есть обещаниях Аврааму и Иакову «Господь» воздерживается от таких поэтических подробностей (по очень простой причине: речь идет о земле, которую праотцы евреев, в отличие от Моисея, прекрасно знали, в которой, собственно, и заключался завет между ними и «Господом»: «И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую» (Быт, 17:8), «Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе и потомству твоему» (Быт, 35:12). Здесь говорится лишь о земле Ханаанской, т.е. земле Хананеев. Для Моисея «Господь» раздвигает рамки: «земля обетованная», т.е. обещанная ему и избранному народу, включает уже «землю Хананеев, Хеттеев, Амореев, Ферезеев, Евсеев и Иевусеев». Уважаемый читатель, Вы ничего не заметили? Вот-вот, уважаемый читатель, Вы правы! «Земля хорошая и просторная», оказывается, уже населена множеством различных племен. Как же быть с ними? «Когда введет тебя «Господь», «Бог» твой в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы Хеттеев, Гергесеев, Амореев, Хананеев, Ферезеев, Евсеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе «Господь», «Бог» твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их» (Втор, 7:1-2). Что означает «предай их заклятию»? «И взяли в то время все города его и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых» (Втор, 2:34). Если здесь не систематическая «ошибка» переписчиков, заменивших «заклятием» «заклание», то, надо думать, словом «заклятие» подчеркивается ритуальный характер массовых убийств. Однако, так или иначе, «заклятие» означает безжалостную поголовную резню. «И истребишь все народы, которые «Господь», «Бог» твой дает тебе: да не пощадит их глаз твой;.. И предаст царей их в руки твои и ты истребишь имя их из поднебесий» (Быт, 7:16,24). И ведь делали так, делали: «И поразили они его и сынов его, весь народ его так, что ни одного не осталось» (Числа, 21:35), «И поразили его и сынов его и весь народ его... мужчин, женщин и детей, не оставили никого в живых» (Втор, 2:33-34), «И все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов - все истребили мечом» (Нав 6:20), «Так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего;.. Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая было двенадцать тысяч. Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, пока не предал заклятию всех жителей Гая» (Нав, 8:22, 25-26). В книге Иисуса Навина вообще навязчивым референом повторяется «и истребил ее (город Ливну) Иисус мечом, и все дышащее, что в ней; никого не оставил а ней, кто бы уцелел», «и поразил его мечом, и все дышащее, что было в нем», «поразил его и народ его так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел», (10:28,30,32,33,35 и т.д.). «А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили их: не оставили ни одной души» (Нав, 11:14). Не торопитесь, уважаемый читатель, философски вздыхая и пожимая плечами, говорить: мол, время было такое. Не было такого времени. Не было времени, когда истребление целых племен с женщинами, детьми и стариками, когда геноцид считался благим или хотя бы обычным делом. Для примера возьмем известные образцы зверства и жестокости: викингов и монголов эпохи Чингиза и Батыя. В северном эпосе (Сага о Вольсунгах, Калевала) есть примеры, когда злодей - но не положительный герой! - истребляет чужой род поголовно или почти поголовно: Сигийра истребляет Вольсунгов, Унтамо - род Каллерво. Но обязательно находится уцелевший, выживший - мститель, воздающий кровью за кровь, стирающий с лица земли род, породивший изверга - и гибнущий вскоре после этого (Сигмунд, Куллерво). Ибо, хоть месть его праведна - но не могли понять дикие и кровожадные язычники-северяне: как это можно истребить под корень чужое племя, рубить стариков, топтать конями женщин, поднимать на копья детей - и жить после этого! Что же до монголов, то у них пределом крайней свирепости было вырезать всех мужчин племени, выросших «выше тележной оси» (дабы успокоить Вас, читатель, напоминаю - речь идет об арбах с огромными колесами, ось была почти на метровой высоте). Женщин монголы не убивали, уводя в плен, чаще же в плен уводилось и мужское население покоренной земли, а то и оставлялось на местах, облагалось данью. «И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин?.. Итак, убейте всех детей мужского пола и всех женщин» (Числа, 31:15,17).Батый отпускал с миром, а то и брал на службу храбро и умело сражавшихся с ним воинов (пятеро воинов Евпатия Коловрата, киевский воевода Дмитр и т.д.). Евреи в несчастном Иерихоне, где «мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, все истребили мечом» (Нав,6:20) оставили в живых лишь шлюху и изменницу, укрывавшую еврейских шпионов (Нав, 6:24). И по части благородства, и по части милосердия - далековато было избранникам библейского «Господа» до «диких язычников» Бытыя и Чингиза! Вы помните, уважаемый читатель, как автор сказал в прологе: «Писание, рядом с которым биография Чингизхана - пример трогательнейшего гуманизма». Как видите, это не было преувеличением. Действительно, на фоне благочестивого Моисея, приказывающего перерезать пленных женщин и детей, и тупого зомби-истребителя Иисуса Навина тот же Батый прямо-таки светлый рыцарь без страха и упрека... Но - теперь вернемся, уважаемый читатель, к теме «земли обетованной». Буквальное значение этих слов - обещанная земля. Обещанная племенным богом диких кочевников на разграбление и захват своему «избранному» племени. Коренное население этой земли, своим трудом обеспечивавшее ее богатство и плодородие, возведшее многочисленные города, было вырезано с беспощадной жестокостью по воле и во имя «милосердного» «Господа». Так что следует быть осторожнее, сравнивая ту или иную страну с «землею обетованною». Особенно, если эта страна - Ваша Родина, а Вы не принадлежите к избранникам «Господа». Ибо жить в земле обетованной - незавидная участь. |