Вчера во время помпезного празднования Дня независимости Казахстана президент Нурсултан Назарбаев столкнулся с массовой и, пожалуй, самой жесткой акцией протеста за все 20 лет своего правления. Многие поспешили увидеть в этом начало революции против Лидера нации.
Как сообщают казахские СМИ, в городе Жанаозен на западе страны около трех тысяч уволенных еще в мае нефтяников компании «Озенмунайгаз» вышли на митинг протеста, что само по себе невиданное явление для авторитарного Казахстана. Люди, которые до этого многие месяцы мирно бастовали и требовали восстановить их на работе с повышением зарплаты до международного уровня (для Казахстана у них и так была самая высокая оплата — 2000 долларов), вчера вышли на улицы с палками, обрезками труб и бутылками с бензином, что можно было заметить по немногочисленным видеокадрам, выложенным в интернете. Их попыталась разогнать полиция и, по предварительным данным, открыла по людям огонь. «Мы задыхаемся, нас пытаются вытеснить с площади, на наших ребят напали полицейские, их так много, наверное, со всего Казахстана стянули. У нас началась война, сообщите всем!» — успела передать по телефону казахским журналистам Айман Унгарбаева. Власти признали гибель 10 человек, в том числе трех полицейских, оппозиционеры говорили о 70 погибших товарищах.
После этого демонстранты начали погромы — разрушили праздничные декорации и концертную сцену, подожгли автобус, здание мэрии, администрации «Озенмунайгаз», гостиницу Аруана и новогоднюю елку. Были разграблены несколько магазинов и банкоматов. Сами нефтяники заявляют, что они собирались устроить мирный митинг. Узнать какую-либо информацию из неофициальных источников вчера было сложно — связи с Жанаозеном не было, а с остальным Казахстаном она была затруднена.
ВЕРСИИ. По мнению Виктора Шапинова, изложенному в ЖЖ со слов очевидцев, полиция спровоцировала митингующих на беспорядки: «В разгар митинга в толпу целенаправленно врезался полицейский УАЗик, в результате чего лопнуло последнее терпение протестующих. Разъяренный народ перевернул полицейскую машину и сжег. Также был сожжен полицейский автобус и юрта, установленная на площади в честь праздника. Полицейские разбежались, к городу и площади стягиваются внутренние войска, возможны кровавые подавления бастующих. Местные жители заявляют, что если против нефтяников будет применена сила, то весь город готов выйти на улицы... 12:52 власти Казахстана открыли огонь боевым оружием по бастующим нефтяникам». Затем якобы на улицы стали выходить простые люди в поддержку нефтяников и уже по всему городу были слышны перестрелки.
По данным сотрудника Института востоковедения РАН Александра Князева, который живет то в Кыргызстане, то в Казахстане, первыми начали стрелять со стороны протестующих, и это могли быть наемники: «Я видел ролик, где однозначно инициаторами нападения на полицию были люди в красных куртках — рабочей одежде нефтяников. Стрельба началась с их стороны. Большая часть забастовщиков, так называемые оралманы, — этнические казахи, которые в годы СССР прибыли сюда из Монголии, Пакистана, Китая и не ассимилировались в казахское общество. Они являются маргиналами с повышенными амбициями. Они могли сами примкнуть к протестующим, но, скорее всего, их наняли». По неподтвержденным данным, в Жанаозене полностью остановлена добыча нефти в поддержку протестующим.
А генпрокурор Казахстана заявил, что беспорядки были организованы группой хулиганов, которые напали на мирных граждан, праздновавших День независимости.
"ДЛЯ РЕВОЛЮЦИИ НЕТ ПРЕДПОСЫЛОК". По версии Князева, цель бунта в Жанаозене — пошатнуть, если не свергнуть власть Назарбаева. Тем более, что на 15 января в стране намечены досрочные парламентские выборы. «Для революции в Казахстане сейчас нет ни социально-экономических, ни политических предпосылок, — говорит политолог. — Это все явно инициировано на Западе сбежавшими из страны казахскими олигархами, на которых на родине заведены уголовные дела по фактам крупных хищений и других серьезных преступлений. В частности, за этим стоит бывший зять Назарбаева Рахат Алиев. Они просто использовали местное протестное движение, задействовали недовольную распределением нефтедоходов региональную элиту и местный криминалитет. Сейчас ситуация будет раскачиваться до выборов, но власти Казахстана готовы к такому развитию событий. Я уверен, что власти удастся, может быть, нелегко, но удастся взять под контроль ситуацию в регионе. В целом казахское общество, в отличие, например, от киргизов, имеет более высокий социально-экономический уровень и бережно относится к стабильности республики, а значит никакой массовой поддержки не получат события в Жанаозене». То, что провокация была срежиссирована, говорит факт организации буквально через два часа после стрельбы в Жанаозене акций против разгона демонстрации в Берлине, Вашингтоне, Москве, Киеве и других городах.