Украина в 2005 году: разгон ГАИ и арест убийц Гонгадзе
В 2005-м власть активно взялась за оппозиционеров, началась реприватизация, а экс-министр внутренних дел Юрий Кравченко был найден мертвым в собственном доме.«БАНДИТАМ — ТЮРЬМЫ». ПШИК РЕПРЕССИЙ
Одним из главных лозунгов Майдана-2004 был «Бандитам — тюрьмы!». И, придя к власти, «оранжевая» команда взялась за его выполнение. Правда, очень быстро выяснилось, что воплощение лозунга касалось практически исключительно политических оппонентов. Так, в течение 2005 года было уволено 18 тысяч чиновников. Увольнялись те, кто в 2004-м зарекомендовал себя сторонником «бело-синих».
Читайте также: В 2005-м Тимошенко становится премьером, а Янукович переходит в оппозицию
Но это были еще цветочки. Весной взялись за лидеров «сепаратистского» съезда в Северодонецке. 6 апреля был вызван в Генпрокуратуру и отправлен в СИЗО председатель Донецкого облсовета Борис Колесников. Причем вызван он был по делу о сепаратизме, а задержан — по обвинению в вымогательстве акций ТЦ «Белый лебедь». Позже дело развалится, а на скамье подсудимых окажется уже оклеветавший Колесникова Борис Пенчук. Еще позже появится информация, что Колесникова арестовали, чтобы «выбить» из Рината Ахметова $2 млрд. Но все это будет позже, а в 2005-м будущий вице-премьер пробыл в СИЗО почти 4 месяца — рекорд для политика, который лишь в 2011-м побил экс-тюремщик Колесникова Юрий Луценко.
Читайте также Воспоминания о 2005-м: «кровавый» указ о ГАИ и арест Колесникова
Интересно, что в день ареста Колесникова Луценко заявил: «Закон равен для всех, и не нужно смешивать политические дела с явно бандитскими». 2 августа председатель Донецкого облсовета был освобожден, однако уже 17 августа по делу о сепаратизме был вызван в ГПУ экс-губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев и задержан, но уже по делу о нанесении ущерба государству в размере 3,5 млн грн.: для достройки линии метро «Харьковская» власть (при отсутствии госфинансирования) взяла кредит, проценты по которому и составили 3,5 млн. Впрочем, уже через пару дней эксперты дали заключение, что если бы строительство метро заморозили, то на возобновление строительства понадобилось бы дополнительно 45 млн (то есть Кушнарев еще и сэкономил для бюджета 41,5 млн). Тем не менее Кушнарев находился под арестом до 26 августа, после чего был освобожден.
Уголовные дела попытались завести и на Виктора Януковича — за якобы подделку решения суда о снятии с него судимости. Но дальше заявлений представителей МВД дело не пошло. Но и это еще не все. Милицейские БТРы приезжали «на чай» к миллиардеру Ринату Ахметову (сам он на несколько месяцев выехал из Украины), а ряд фигур из старой власти (экс-глава МВД Николай Билоконь, экс-глава Госуправделами Игорь Бакай, экс-мэр Одессы Руслан Боделан) из-за угрозы уголовного преследования уехали в Россию.
Однако уже осенью ситуация изменилась. Атака Юлии Тимошенко на окружение Виктора Ющенко привела к конфликту в стане «оранжевых» и отставке Тимошенко с поста премьера. А после раскола во власти Ющенко пришлось идти к Януковичу с предложением о подписании меморандума. Теперь команде Ющенко было не до преследований старых противников — новые уже были куда опаснее.
А вот у жертв той кампании память оказалась хорошая. Сейчас пришедшие к власти регионалы работают куда более целенаправленно, чем «оранжевые» в 2005-м, и уже довели дела против двух главных оппозиционеров — Луценко и Тимошенко — до суда.
Читайте также Приметы 2005 года: Тимошенко начала щеголять в Louis Vuitton, а Украина провалилась на «Евровидении»
АРЕСТ УБИЙЦ ГОНГАДЗЕ
В начале 2005 года наша газета первая написала, что в убийстве Гонгадзе подозреваются… офицеры милиции! И чуть позже мы также первыми назвали их. Оказалось, что преступление совершили (это позже подтвердил суд) офицеры наружки МВД Николай Протасов, Валерий Костенко и Александр Попович под руководством своего шефа, главного исполнителя убийства генерала Алексея Пукача. Их фамилии в ГПУ были известны еще в 2003 году, благодаря показаниям других сотрудников наружки, которым пообещали безопасность.
Вскоре после ареста убийц Гонгадзе, 4 марта в своем доме в Конче-Заспе был найден мертвым, с двумя огнестрельными ранениями головы, экс-министр внутренних дел Юрий Кравченко. Официальная версия — самоубийство. Однако журналист Алексей Подольский, допущенный в качестве потерпевшего к изучению материалов, доказывает, что Кравченко не мог покончить с собой. В частности, на пистолете есть три кровавых отпечатка чьих-то рук. Но у Кравченко правая рука вообще не имеет следов крови. Как же мог он, стрелявшийся именно с этой руки, оставить кровавые отпечатки? Далее, нет вообще никаких отпечатков и на патронах, а также на магазине пистолета. Как же Кравченко мог снаряжать оружие, не касаясь магазина и патронов? Вывод: кто-то это все тщательно протер, уничтожая свои следы. А крупный специалист в области огнестрельных ранений экс-министр здравоохранения Николай Полищук вообще доказывает, что Кравченко физически не мог стрелять в себя второй раз.
Споры ведутся также по поводу содержания предсмертной записки Кравченко, где он пишет, что ни в чем не виноват и что «стал жертвой президента… и его окружения». Как бы то ни было, его смерть, по мнению многих экспертов, не позволит до конца разобраться с тем, кто же давал команду Пукачу на убийство, не позволит найти истинных заказчиков этого преступления. Ведь, согласно показаниям Пукача, все команды он получал от Кравченко. А что и кто говорил ему — неизвестно.
ВОЛНА РЕПРИВАТИЗАЦИИ
Едва став президентом, Виктор Ющенко провозгласил курс «на справедливость», одним из проявлений которой стала так называемая реприватизация — возврат в госсобственность проданных по дешевке предприятий и повторная их продажа за справедливую цену. Ющенко назвал цифру стратегических объектов, которые надо вернуть государству: 30. Прежде всего это горно-металлургический комбинат (ГМК) «Криворожсталь», проданный в августе 2004 года консорциуму «Инвестиционно-металлургический союз» (совладельцы Ринат Ахметов и Виктор Пинчук) за 3,8 млрд грн. Новая власть решила, что это слишком дешево (в общем-то правильно решила).
А премьер Юлия Тимошенко тут же увеличила количество реприватизируемых «заводов и пароходов» в сто раз — до 3000. Из-за чего даже ее соратники начали возмущаться: мол, в каждом районе начнут искать свою «Криворожсталь», а это отпугнет инвесторов. В итоге все эти призывы и потуги сошли на нет. В госсобственность таки забрали только комбинат-гигант, и то благодаря настойчивости Ющенко: он чуть ли не каждый день с упорством римского сенатора Катона Старшего (который, напомним, каждую свою речь заканчивал словами «Карфаген должен быть разрушен») повторял: «Криворожсталь» надо вернуть в собственность государства. И вернули: в апреле Печерский райсуд принял прогнозируемое решение о незаконности приватизации ГМК, в октябре объявили новый аукцион. В итоге «Криворожсталь» ушла с молотка в собственность индийского сталелитейного магната Лакшми Миттала за рекордные 24,2 млрд грн. — четверть госбюджета страны! Больше, чем поступило туда от приватизации за все годы независимости. Продажа «Криворожстали» стала по сути единственным значимым достижением «оранжевой» команды в области экономики. Но польза от нее Украине была сомнительна. 3,8 млрд вернули Ахметову и Пинчуку, а 20 оставшихся миллиардов ушли, как в песок. И власти так публично и не отчитались, куда они исчезли.
Лихорадка с реприватизацией, наложившись на постоянные дрязги во власти и падение мировых цен на металл привела к обвальному падению темпов экономического роста в Украине. Если в 2004 году он составил 12%, то в 2005-м чуть более 2%. В то же время продажа на открытом конкурсе «Криворожстали» и вырученные от этого грандиозные деньги показали всей стране, сколько бюджет теряет за счет «закрытой» приватизации, к которой допускается только ограниченный круг продавцов. И когда нынешние власти говорят народу о «затягивании поясов» и необходимости сдерживать дефицит бюджета, не грех вспомнить об опыте продажи «Криворожстали». Ведь сейчас вновь на носу большая приватизация...
ЮЩЕНКО РАЗОГНАЛ ГАИ. НА БУМАГЕ...
Сотрудникам Госавтоинспекции 2005-й год запомнился тем, что президент Виктор Ющенко решил... упразднить их ведомство. На коллегии МВД он устроил разнос за то, что работники ГАИ, дискредитировали свою службу безосновательными придирками к водителям, вымогательством у них денег и круговой порукой. Ющенко сказал, что трижды предупреждал министра (на то время им был опальный ныне Юрий Луценко), чтобы гаишники не прятались «под кустами с бузиной», но в стране ничего не изменилось, и он своей властью разгоняет ГАИ, поручив за сутки подготовить проект указа.
Водители, которых «достали» гаишники, встретили это с воодушевлением — гудками автомобилей, торжествующими взглядами и неприличными жестами в адрес «коррупционеров с жезлами». Ющенко даже стали сравнивать с Михаилом Саакашвили. Но если грузинский президент одномоментно уволил из ГАИ всех сотрудников и набрал туда совершенно новых людей, дав им высокую зарплату и социальную защиту, то в Украине все ограничилось декларациями и пустопорожней болтовней...
Ситуация на дорогах страны стала неконтролируемой и количество ДТП продолжало увеличиваться угрожающими темпами. Закрытые за ненадобностью стационарные посты дорожно-патрульной службы, которые Луценко презрительно назвал «пунктами машинного доения», его преемник Василий Цушко потом восстановил — дальнобойщики, находившие в них защиту, становились жертвами преступных посягательств, да и нуждавшиеся в помощи обычные водители требовали вернуть эти посты на магистрали. Затем их опять закрывали, а сейчас опять восстанавливают... Ничего, кроме хаоса и растерянности, шапкозакидательные разгонно-гаишные прожекты Ющенко не принесли.
БОЛЬШЕ ДЕНЕГ — МАМАМ И ЧИНОВНИКАМ
В своей предвыборной программе «Десять шагов навстречу людям» Виктор Ющенко, помимо всего прочего, обещал значительно увеличить денежное пособие матери при рождении ребенка — в 2004 г. оно составляло всего 360 грн. И с 1 апреля 2005-го одноразовая помощь новоиспеченным мамам была установлена в размере без малого 8,5 тыс. грн. Эта сумма покрывала значительную часть расходов родителей — хватало и на приобретение коляски, и на минимально необходимую одежду, и на «памперсы». Вместе с пособиям выросли и другие соцвыплаты и зарплаты бюджетникам. За это экономисты критиковали «оранжевую» власть — мол, популизм, раскрутка инфляции, проедание бюджета и т.д. Впрочем, учитывая низкий уровень зарплат в бюджетной сфере, такое повышение можно было назвать необходимым. Опять же, деньги, которые идут на соцвыплаты, разворовать нельзя. В отличие от тех средств, которые отправляются, например, на строительство дорог.
Читайте также Киев в 2005-м: взрыв дома на Красноткацкой и скандал с «Элита-центр»
А вот резкое повышение зарплат высших чиновников у народа понимания не вызвало. С июня 2005 года зарплата тогдашнего премьера Юлии Тимошенко составила 16 тыс. 798 грн., Ющенко было назначена ставка в 140% премьерской, или 23 тыс. 567 грн., а «рядовым» министрам — 92% или 15 214 грн. Но это решение тоже нельзя однозначно критиковать — в конце концов, если у президента оклад 2600 грн. (таким он был до повышения), понятно, что глава государства физически не сможет прожить на одну зарплату.
КРАТКО
В конце года чемпион мира по боксу Виталий Кличко оставил свой титул WBC и объявил об уходе из спорта в политику. Главной причиной стали травмы. Еще в апреле Виталий должен был защищать свой титул с Хасимом Рахманом. Но травмировал бедро и получил от WBC отсрочку. Несколько раз дата переносилась, а в ноябре за неделю до боя повредил колено. Последовала операция и заявление: «В последнее время я больше боролся не с соперниками, а с собственными травмами». Кличко объявил о намерении баллотироваться в мэры Киева. Пост не заполучил, а в 2008-м вернулся в ринг и снова стал чемпионом.
В апреле 2005 года резко укрепили курс гривни: с 5,3 грн. за доллар до 5,05. Правительство рассчитывало за счет подешевевшего импорта сбить цены, но не вышло — импорт таки увеличился, а условия для экспорта ухудшились. С 2005 года торговое сальдо Украины стало отрицательным. «Минус» покрывался за счет потока кредитов от западных банков нашим. В 2008 году в ходе кризиса он иссяк и гривня рухнула.
АНЕКДОТ ГОДА
Приходит Юлия Тимошенко к священнику исповедоваться в пост. «Грешна я, — кается Юлия Владимировна. — Постоянно сниться, что я ем Ющенко». Священник задумался, а потом отвечает: «Не переживай, дочь моя, съесть Ющенко в пост — это не грех. Он и не рыба, и не мясо».
http://www.segodnya.ua |