В Приднепровском районном суде Черкасс шесть дней зачитывали приговор в отношении руководителя религиозной общины «Служение Святого Духа» и ее помощников. Пока шел суд, самопровозглашенный пастырь Алина Симула молчала. Она отказалась от адвоката, сообщив, что ее защищает Бог. И только когда прокурор Виктор Журба потребовал для подсудимой и ее подельников по 12 лет лишения свободы, лидер секты заговорила. Странно повели себя и бывшие прихожане, проходившие по делу как потерпевшие: словно по команде, они повернулись к своему пастырю левым боком и сложили руки на груди. Они слушали ее, не проронив ни слова. По всему было видно, что годы, проведенные в религиозной секте, не прошли для них бесследно. Паства боялась своего пастыря.
«За то, что ты не ходишь на собрания, ночью придет сатана и будет тебя мучить»
— В религиозной общине «Служение Святого Духа» все было построено на беспрекословном подчинении лидерам, — рассказывает государственный обвинитель Виктор Журба. — Прихожане были обязаны регулярно ходить на собрания, им запрещалось общаться с людьми, не входившими в секту. Именно поэтому туда шли целыми семьями.
— Алина Симула молодая женщина, ей 31 год. Как же она смогла объединить вокруг себя столько людей?
— Это сейчас ей 31. А секту она организовала еще в 2000 году, когда Симуле было всего 20 лет. Алина, в то время молодая учительница музыки, была членом другой религиозной общины, но ее оттуда выгнали. Говорят, что она неправильно толковала Библию и вносила смуту. Интересно, что из той общины Алина ушла не одна — человек сорок отправились за ней в новую религиозную организацию. К 2010 году, когда Симулу арестовали, численность ее общины составляла около трехсот человек.
В ходе судебного следствия удалось доказать, что руководители секты использовали гипноз. Прихожане рассказывали, как Алена Симула и две ее помощницы на собраниях вводили присутствующих в транс. Люди теряли контроль и вели себя неадекватно. Со стороны это было жуткое зрелище.
*Бывшая учительница музыки, создавшая секту в 20 лет, запрещала своим прихожанам общаться с внешним миром, смотреть телевизор, читать книги и газеты, а также трактовала Библию на свой лад
— Мы собирались в актовом зале одного из учреждений едва ли не каждый день, — говорит бывший прихожанин Павел. — Кстати, в одном здании с местом наших богослужений размещен офис начальника отдела по делам национальностей и религии главного управления внутренней политики облгосадминистрации.
Собрания обычно начинались спокойно. Алина садилась за рояль и пела какие-то песни. Мы расслаблялись, слушали гимны. На душе становилось светло и спокойно. Потом Симула читала проповедь, уверяя всех, что сатана может наказать нас, если мы не будем ее слушаться. Ее голос звучал все громче, напряжение нарастало. В зале начинало происходить что-то невообразимое. Я не очень внушаемый человек, поэтому в транс входил одним из последних. Видел, как прихожане, которые еще минуту назад плавно танцевали в такт музыке, вдруг падали на пол, начинали ползать, лаять по-собачьи и стонать. Скорее всего, со мной потом происходило то же самое. Это сейчас понимаю, что мы были, как зомби. Но в тот момент был уверен, что так из нас выходит сатана.
— Можно ли было не ходить на собрания или хотя бы пропускать некоторые?
— Прихожане были обязаны ходить на все собрания. Если кто-то не приходил — его наказывали. У нас вообще не было права на собственное мнение. Мы должны были выполнять все, что нам говорила пастырь или ее помощники.
— Каким образом вас наказывали?
— Беседами. Вы напрасно улыбаетесь. После таких бесед мы готовы были находиться в общине круглосуточно. Как-то моя жена приболела и решила пропустить собрание. На следующий день к нам пожаловала помощница Симулы Мария. Она, скорее всего, обладала сильным гипнотическим даром. Мария, сев напротив моей жены, начала ее отчитывать и запугивать: мол, от общины отрываешься, ночью придет сатана и будет тебя мучить. Мария говорила долго, монотонно, наверное, больше часа. Когда она ушла, даже у меня, хотя я ни в чем не провинился, на душе осталось чувство тревоги. В эту ночь мы с женой не спали. Супруга дрожала и, вглядываясь в темноту, говорила, что на самом деле видела сатану, который грозил ей пальцем. Кстати, если бы беседа Марии с моей женой не принесла результата, тогда разговаривать с «отступницей» пришла бы уже сама Алина.
«Наши женщины должны купаться в роскоши. Идите в банки и берите кредит за кредитом. Покупайте себе все самое лучшее»
— В секте существовали какие-то запреты?
— Нам строго-настрого запрещалось смотреть телевизор, читать книги и газеты, — говорит Павел. — Мы все время должны были изучать Библию. Большинство прихожан где-то работали и отдавали десятину (то есть десять процентов от любых доходов) на общину. Но некоторые, желая показать, насколько преданы пастырю, отдавали половину всех своих денег.
— Алина Симула заставляла прихожан брать в банках кредиты. Вы тоже брали?
— Это делали абсолютно все. Пастырь проповедовала, что экономика… от сатаны. И мы должны разрушить эту «дьявольскую экономику». Она говорила: «Почему бандиты и власть живут лучше простых людей? Наши женщины заслужили купаться в роскоши. Идите в банки и берите кредит за кредитом.
Покупайте себе все самое лучшее». И мы действительно брали кредит за кредитом.
— Но вы же понимали, что деньги надо будет отдавать?
— Наш лидер уверяла, что за нас побеспокоится Господь и погасит все кредиты. Это, мол, нас не должно волновать. Симула говорила, что беседовала с Богом, и он подсказал ей одну вещь — грядет инфляция. Эту инфляцию мы приближаем своими действиями — берем кредиты и не отдаем их. И вот когда наступит инфляция, наши зарплаты будут по миллиону гривен. Тогда мы и рассчитаемся с банками по долгам. Когда Симулу арестовали, я словно прозрел. Ведь если бы зарплаты выросли до миллиона, то и банкам пришлось бы отдавать больше. А тогда мы даже не сомневались в правоте нашего «гуру».
— Лидер секты имела выгоду от того, что вы брали кредиты?
— Самую прямую. Больше половины средств, полученных в банках, мы отдавали ей. Я, имея зарплату в одну тысячу гривен, купил две иномарки и одну из них безвозмездно отдал Симуле. Сейчас вот только не могу понять: неужели она не предвидела, на что нас обрекает? Неужели не знала, что с зарплатой в тысячу гривен я никогда не смогу выплатить кредит за две машины? Получается, Алина умышленно толкала нас к краю пропасти.
— Я набрал кредитов более чем на миллион гривен в 12 разных банках и их филиалах, — признается еще один бывший прихожанин религиозной секты Борис. — Потерял все, что у меня было. Остался без семьи, без работы. Квартиру грозятся забрать коллекторы — звонят мне каждый день. Миллион гривен никогда не смогу выплатить. Признаюсь, что неоднократно думал о самоубийстве. Больше половины из всего, что покупал на полученные деньги, отдавал в общину.
— Какая у вас была зарплата, когда вы брали кредиты?
— Полторы тысячи гривен.
— При таких доходах банки обычно не выдают кредит…
— По документам я получал пять тысяч.
— Но как?
— Муж помощницы Симулы имел свой бизнес. Именно он и выдавал мне справку, будто я работаю у него. С такой зарплатой мне охотно давали кредиты. Словно под гипнозом, я шел то в один банк, то в другой. И почти все отдавал Алине. Мы все ждали, когда же наступит инфляция, чтобы можно было рассчитаться с долгами. Я лично спрашивал одну из помощниц нашего пастыря, когда это произойдет. Она мне в ответ: «Эта, на букву «и» (почему-то не хотела вслух называть слово «инфляция»), наступит тогда, когда придет время. Я разговаривала с Богом, задавала ему этот вопрос. Он мне сказал: «Еще не все всё взяли. Надо разрушать экономику, активнее брать кредиты». И мы опять… шли в банк.
— Не возникало сомнений в словах вашего лидера?
— Ни малейшего. Мы верили всему, что она говорила.
— А вы знали, в какой роскоши живет сама Симула?
— Алина рассказывала нам, что тоже брала кредиты и даже заложила дом своей матери. Это уже сейчас, на суде, я узнал, что у Симулы было 34 шубы и 50 пар летней обуви! Она всегда выглядела шикарно. Эффектная молодая блондинка, вся в золоте…
«Говорят, она построила себе за границей дом. Собиралась туда бежать, да не успела»
Дмитрий, жена которого была членом секты, рассказал «ФАКТАМ» о том, как сектанты фактически выгнали его из собственного дома:
— Я упустил свою жену. Сам не заметил, как ее втянули в общину. Наталья начала и меня агитировать, но я всегда сторонился подобных организаций. Построил новый двухэтажный дом. Живи — не хочу. Так Наталья начала каждый день приводить к нам своих сектантов. Я закрывался в одной из комнат и слышал, как они говорят обо мне: «Он слуга дьявола! Он будет гореть в огне!»
В доме стоял такой бедлам, настоящий сумасшедший дом! Они пели песни о своем лидере: «Алина — царская невеста!» А потом начинали кричать, валяться по полу. Я даже к участковому обращался, но тот сказал, что здесь нет состава преступления. Дескать, это семейные дела. Пришлось самому съехать в свою старую квартиру. Говорят, что Симула построила себе за границей дом. Собиралась туда бежать, да не успела.
— Алину Симулу арестовали после заявлений многих прихожан в милицию, — говорит прокурор Виктор Журба. — А сами члены секты вынуждены были нарушить запрет на общение с внешним миром и обратиться в милицию после того, как по искам банков в течение 2008-2011 годов исполнительная служба изъяла у заемщиков-прихожан практически все заложенное имущество.
Кстати, в ходе судебного следствия мы провели религиоведческую экспертизу деятельности секты. Специалисты сказали нам, что Симула трактовала Библию на свой лад.
— На скамье подсудимых оказались только трое руководителей секты, хотя на самом деле их было больше.
— Двое лидеров религиозной общины находятся в розыске. Им удалось скрыться до возбуждения уголовного дела. Одну из помощниц организатора секты, ту самую, которая обладала даром убеждения и проводила беседы с отступниками, направили на лечение в психиатрическую больницу.
— Можете охарактеризовать Алину Симулу?
— Умная, грамотная. Лично я общался с ней немного. Но вот следователи из милиции рассказывали, что беседы с Симулой оставляли у них на душе чувство тревоги. Хотя не думаю, что она пыталась воздействовать на следствие и суд.
Кстати, у Симулы трое детей. Когда она начала создавать свою религиозную общину, муж от нее ушел. Сейчас он забрал детей к себе. Старшей дочке 12 лет. Она не ходила в школу, не умеет читать и писать. Нередко Симула брала своих детей на собрания.
Приговор Приднепровского районного суда Черкасс Алина Симула выслушала без каких-либо эмоций, но уже подала все необходимые документы на обжалование вердикта.
P.S. В связи с тем, что приговор еще не вступил в законную силу, имена фигурантов уголовного дела изменены.
Михаил Сергушев Факты (Киев-Черкассы)