Ужасы Октябрьского переворота на рисунках очевидца
Так, друзья, сегодня будет интересный пост о том, как на самом деле выглядел Октябрьский переворот 1917 года,который произошёл ровно сто два года назад.
Фотоснимков тех лет сохранилось не так и много, но зато остались некоторые рисунки от художников документалистов — которых, впрочем, до наших дней дошло тоже не слишком много. Картины, которые я покажу вам в сегодняшнем посте, произвели на меня в своё время громадное впечатление. Еще удивительнее то, что художник, нарисовавший их, жил в СССР — вполне успешно пережил сталинский террор 1930-х годов и его картины по какой-то причине не были уничтожены. Он много рисовал практически до последних дней жизни и даже в 1930-е продолжал время от времени троллить совок картинам вроде "Мордобой на пляже — культурное достижение по спорту!".
Итак, в сегодняшнем посте — правдивое изображение ужасов Октябрьского переворота от непосредственного свидетеля событий.
Для начала немного истории. Автор картин, которые размещены ниже — художник Иван Владимиров (1869-1947). Как видно по годам жизни художника — в годы Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны Иван был уже достаточно зрелым человеком и состоявшимся художником, до этого уже получившего некоторую известность.
В начале XX века Владимиров позиционировал себя как художника-документалиста — он работал т.н. "художественным корреспондентом" в русско-японской (1904-905), балканских (1912-13) и Первой мировой войнах. О сюжетах его картин тех лет можно судить по названиям — "Орудие в опасности", "Артеллерийский бой", "Вернулся с войны", "Разведка в ливень", "Допрос пленного", "Усиленная рекогносцировка".
В 1917-1918 году Владимиров работал в Петроградской милиции, где рисовал фотопортреты разыскиваемых преступников со слов потерпевших (аналог художественного "фоторобота"). Во время переворота 1917 года Владимиров сделал множество зарисовок, которые стали потом в сюжеты его картин — на которых хорошо показаны реалии тех дней и истинное лицо большевиков.
Это удивительно, но Ивана Владимирова по какой-то причине не репрессировали в 1930-х — он пережил репрессии и блокаду в Ленинграде, во время которой рисовал плакаты и вёл дневник блокады. Ещё удивительнее то, что многие его работы выставлялись даже во времена СССР в Третьяковской галерее.
А теперь давайте посмотрим на картины.
02. Взятие Зимнего дворца осенью 1917 года. Лица и типажи красноармецев далеки от тех "волевых и целеустремлённых товарищей", которые потом рисовали во всех советских учебниках. Далеки от идеала и их действия — банда красноармейцев ведет себя как обычные пьяные погромщики, стреляя в картины и уничтожая античные статуи. 22 годами позже дети этих красноармейцев будут вести себя также во время "присоединения Западной Беларуси" — с тупой злобой рубя саблями паркет в замке Радзивиллов в Несвиже.
03. А на этой картине изображены большевики на улицах "революционного Петрограда". Как видите, красноармейцы не только ходили строем под бравурные песни про Буденного, но и не гнушались банальными грабежами — на картине запечатлено, как доблестные "красногвардецы Ильича" разгромили винный магазин и напиваются прямо у входа.
04. Внесудебная расправа над "идеологическими противниками-беляками". Обратите внимание на лица красноармецев — это самые настоящие Шариковы. Не вызывает сомнений, что художник на стороне расстреливаемых, и для меня большая загадка — как ему удалось пережить террор 1930-х. Может быть, всё дело в том, что советские власти не видели в картинах никаких противоречий — "а что, всё похоже! Вот это с винтовкой вылитый я, а вот это — мой кореш Коля!".
05. А это — расстрелы в подвалах, которые начались, фактически, сразу после переворота. Лица тоже очень характерные; как позже скажет Иосиф Бродский — "после переворота 1917 года и репрессий в России произошел антропологический сдвиг, от которого она будет оправляться несколько столетий".
06. Реалии 1918 года. На картине вроде бы не происходит ничего особенного, если не знать её название — "Разграбление вагона с помощью от Красного Креста". Скорее всего, вагон грабят те же самые "красноармейцы", которые охранятю железную дорогу — присвоив себе продукты, которые были предназначены для голодающих.
07. Тоже грабеж — на сей раз банковских ячеек, под заумным названием "изъятие награбленного добра". То, что в этих ячейках хранили свои вклады и ценности обычные горожане — никого не интересовало. Имеешь что-то большее, чем драные лапти? Значит враг.
08. Картина под названием "Развлечение подростков в императорском саду".Тут, как говорится, без комментариев — искусство после революции стало "доступно всем". В том числе, и для того, чтобы бросать в него камнями.
09. А вот просто потрясающая картина под названием "Некому защитить" — так сказать, торжество победителей. Два бугая-"красноармейца" подсаживаются к интеллигентной даме в кафе, один из красных бандитов крепко держит её за руку, и можно понять, что ничем хорошим эта встреча не закончится.
10. И ещё одна потрясающая картина из этой же серии, с лицами "победителей" в ложе оперы либо театра. Типажи подмечены просто отлично.
11. Ещё немного "послереволюционных реалий". Голод в Петрограде — люди отрезают куски мяса от трупа павшей лошади, в то время как на заднем плане идут бравурные митинги под красными флагами.
12. И ещё немного о быте тех лет:
13. Картины деревенской жизни тех лет у Ивана Владимирова тоже встречаются. Давайте посмотрим, что изображено на них — может быть, хотя бы в деревне жизнь была получше? Нет, там был всё тот же грабеж. На этой картине показано, как подстрекаемые комиссарами крестьяне разворовывают богатое поместье:
14. А вот те же крестьяне волокут домой награбленные вещи. Так и хочется спросить — "ну что, обогатились? Сильно свою жизнь улучшили?"
15. Впрочем, награбленному "добру" крестьяне радовались недолго — вскоре к ним в дома приехали отряды продразверстки, которые выгребали из амбаров все запасы зерна, обрекая людей на голод.
16. А это — работа в селе так называемого "комбеда", в который набирали всяких сельских алкоголиков — чем более деклассирован был человек и чем более асоциальный образ жизни он вел, тем вероятнее он мог получить место в "комбеде" — считалось, что он "революционный борцун" и вообще молодец, "не работал на царя".
Вчерашние алкоголики и люмпены получили полную власть над судьбами людей, которые советская власть посчитала своими врагами. Хозяйственные крестьяне, работящие зажиточные люди, священники, чиновники — были судимы "комбедами" и часто приговаривались к смерти.
17. Грабеж ценностей из сельской церкви. Большая часть добра, что отняли в церквях и у бывших богатых людей — продавалась на Запад, а средства от этого шли на "советскую индустриализацию". Это и есть реальное лицо "гения Сталина", которого так любят восхвалять сталинисты, в 1920-30-е годы он занимался ровно тем же, чем занимался до революции — грабил людей и тратил деньги на свои прожекты.
Вот такие картины. По-моему, очень сильная серия. Мне кажется, если бы с советских учебниках по истории публиковали их, а не пафосные картинки с "революционными матросами", то отношение к событиям 1917 года у людей было бы совсем иное.
(А-г - після захопленя влади бидлота там надовго затрималася, скорегувала норми суспільного життя, добре себе почуває і досі)
"Сейчас главное событие второй половины года (подчеркиваю: главное событие второй половины года), помимо нобелевского награждения российского журналиста Дмитрия Муратова, помимо четвертой волны эпидемии, – все-таки это публикация пыточных архивов. Вот эти все швабры. И швабра стала таким визуальным символом России", – сказал он.
Писатель отметил, что слово "чистка", которое могло бы ассоциироваться со "шваброй", – "тоже навеки скомпрометировано".
"Мы представляем себе при этом слове не чистку одежды, не чистку картофеля, а чистку рядов. Прореживание. Но если называть вещи своими именами, то символом опричнины была метла, а символом путинской власти стала швабра. Но не потому, что это власть опричнины, а потому, что с этой шваброй известно что делают.
И как бы мы ни смотрели сегодня на Россию, вот слушаешь иного пропагандиста и чувствуешь, что у него там сзади швабра, что он на эту швабру насажен, как бибабо, и что им через эту швабру манипулируют. Его направляют этой шваброй. Смотришь на страдания народные и понимаешь, что народ страдает именно от этого: ему довольно глубоко загнали эту швабру", – объяснил Быков.
По его словам, в России "постоянно происходит одно – сцена из "Хрусталев, машину", которая еще так страшно повторяется в замечательном фильме Лозницы "Кроткая".
"Сцена изнасилования, причем изнасилования квачом или палкой, которая имитирует государственную вертикаль. Смотришь на государственную вертикаль, а видишь швабру. Это страшное дело.
Но, понимаете, ведь жизнь тогда становится невыносимой, когда у нее появляется визуальный символ. Когда колючая проволока становится главным символом государства. Я надеюсь, что я не оскорблю ничьих чувств, если скажу, что главный символ политики и культуры 2021 года – это швабра. Ужасно, да, но уже ничего не поделаешь — уже визуализировано", – считает Быков. Звідси
Бывшие заключенные покровской колонии рассказали об издевательствах над Навальным
Бывшие заключенные ИК-2 в Покрове Нариман Османов и Евгений Бурак, которые отбывали наказание в одном отряде с Алексеем Навальным, рассказали Дождю, как над политиком издеваются в колонии. По их словам, заключенные в отряде политика были проинструктированы не разговаривать с ним, записывать каждый его шаг. В колонии был показан фильм, который должен был скомпрометировать Навального перед заключенными. После возращения из тюремной больницы на соседнюю кровать положили заключенного, который несколько дней мешал оппозиционеру спать, а во время голодовки, как говорит один собеседник Дождя, инсценировали появление в бараке больного туберкулезом.
По словам Османова, отряд, в котором они оба отбывали наказание, создавался специально под Навального. «Нам, всему шестому отряду, сказали: баулы не надо [брать], легкие вещи возьмите. Сказали, что прорвало трубу. И нас всех, человек 45-50, во второй отряд [отправили]. Там все только что покрашено, в порядок приводили в спешке. На следующий день построили всех и опер назвал фамилии и сказал: эти остаются, остальные — быстро на выход. И все, больше не дали нам соприкасаться. С каждым беседа проводится. Меня спросил оперативник: „Нариман, ты знаешь, почему ты остался здесь?“ Я говорю: „Наверно, Навального сюда приведут», — рассказал Османов в репортаже Дождя.
Изоляция и тюремный фильм о Навальном
Османов утверждает, что все заключенные в отряде были проинструктированы, что с Навальным общаться не нужно: «Ему сделали полную изоляцию. И мы, естественно, страдали вместе с ним. Психически я до сих пор не восстановился, если честно».
Османов рассказал, что приехал в Россию из Азербайджана в 2015 году, в покровской колонии он провел 1,5 года. При этом, кто такой Навальный, он не знал, и политикой не интересовался.
«В первый день, когда мы сели на кухне чай пить, он что-то хотел у меня спросить. Я ему ногой из-под стола [ударил] и говорю: не надо [ничего спрашивать]. Потом он ко мне подошел и спросил, где здесь безопасное место. Я говорю, вот там, где подтягиваешься, спортом [занимаешься]», — сообщил бывший заключенный.
По словам Османова, когда Навальный находился в больнице во время голодовки, завхоз отряда Михалкин и дневальный Александр Шуралев «целыми днями пропадали в библиотеке» и готовили фильм про оппозиционера.
«Эту лекцию прогоняют по всему учреждению. Там суть в том, что он [Навальный] — нетрадиционной ориентации. [В фильме] он с кем-то здоровается, а потом показывают секс-сцены мужиков. То, что это [якобы] его соратники. Глаза закрыты, два мужика, на кровати», — заявил Османов. Он утверждает, что фильм показывали в день рождения Навального 4 июня после отбоя.
О том, что такой фильм показывали заключенным, подтвердил Евгений Бурак — бывший заключенный ИК-2 в Покрове, который также отбывал наказание одновременно с Навальным и был в отряде дневальным.
«[В фильме показывали] как там Навальный с каким-то геем фотографировался в обнимку. Потом показывали фотографии этого пацана-гея, неприемлемые», — рассказал Бурак.
Как Навального пытались сломать
Османов также рассказал, что первые три дня после возвращения из больницы Навальному не давали спать. По его словам, на соседнюю с Навальным койку положили «углового» (известны также как «петухи», «опущенные» и «обиженные» — низшая каста в тюремной иерархии, — прим. Дождь), который мешал ему спать.
«Тот [угловой] на нервах ему играет, разные звуки издавал. Потом начал онанизмом заниматься. Он [Навальный] даже ногой [ударил], говорит, вы че, офигели вообще. Всю ночь кто-то возле тебя отрыгивает, плюет, чтобы ты не заснул. Это происходило практически каждый день. Специально ему это сделали после больницы, чтобы он уже остепенился. Кто им не преклоняется, у них у всех такая цель стоит — сломать человека», — рассказал бывший осужденный. По его словам, это все делалось по указанию руководства колонии. Когда Навальный уходил на встречу с адвокатами, в отряд приходили сотрудники колонии и заключенные им рассказывали, что они делали по отношению к политику.
Османов также прокомментировал видео с Навальным, которое в начале апреля публиковал Life. По его словам, в колонии теперь везде камеры, но до приезда Навального такого не было.
«Среди него [Навального] посадили 20 человек, которые могут каждое его слово точковать. Чтобы он ни одного движения не сделал так, чтобы не знал никто», — рассказал бывший заключенный Евгений Бурак.
«Он привстал, просто хочет пройтись — один встает вперед, другой — назад. Просто на психику играют. Он сел, они садятся рядом. Они говорят, что это наш объект. Допустим, ты 10-20 раз сказал „здравствуйте“, пять-шесть человек пишут на листочке „здравствуйте“. Потом вечером все эти листочки сдаются в оперотдел. Даже в туалет двери открытыми оставляют. И там по-любому один из этих „угловых“ находится. В туалете. Ты сидишь — он стоит. Ногой даже если [ударишь], он не уйдет. Ты садишься на очко, он сидит перед тобой на коленях. Один метр расстояния», — рассказывает Османов.
Он также утверждает, что в отряде с Навальным собраны «бесхребетные люди».
«Что скажут сделать, то и сделают. Даже добро было нассать на него. Подойти просто и обоссать его. И провоцируют на то, чтобы он ударил кого-нибудь из них», — утверждает бывший заключенный. По его словам, Навальный на провокации не поддавался, но однажды сказал: «Придет время, вы будете в окно убегать».
Османов также рассказал о голодовке Навального в колонии.
«В шесть-семь утра завхозы принесли полмешка колбасы, поставили сковородки, жарят, чтоб был запах, чтобы его сбить [с голодовки]. Потом привели к нему [заключенного] Ющенко. Рядом с ним положили. И потом этого Ющенко забрали в санчасть и специально сделали постановку, как будто у него открытая форма туберкулеза. Дали тряпки, протрите все шконки, чтобы не заразиться. [Хотели] его напугать», — рассказывает Османов.
По его словам, ему удалось сказать Навальному, что это постановка: «Человек не видел такие подлости, гадости. Тем более 15-й или 13-й день человек голодает, слабый. Потом потихоньку он в себя пришел. Он понял, что это опять игра».
Член Общественной наблюдательной комиссии по Владимирской области Михаил Вешкин сказал Дождю, что жалоб на условия содержания в покровской колонии они не получали.
«Когда я первый раз общался с ним [Навальным], он мне задал вопрос, вот он поднимется в отряд и как там будет. Я сказал, что все будет нормально. Навальный личность все-таки известная. Если, допустим, с ним делать такие вещи, я не думаю… Мне кажется это просто разговоры. Я просто знаю, по последней информации, что все у него нормально», — заявил другой член владимирской ОНК Сергей Яжан.
Дождь обратился за комментарием в управление ФСИН по Владимирской области. На момент публикации репортажа ответ от ФСИН редакции не поступил.
Вдвойне красит Навального то, что он обо всём этом ни словом не обмолвился. Единственное, о чём рассказал за всё время - как во время его голодовки заключённым разрешили курицу жарить.
www.kaniv.net не несе відповідальності за зміст опублікованих на сайті користувальницьких рецензій, оскільки вони висловлюють думку користувачів і не є редакційним матеріалом
Анті-гоблін Я трохи підкину на вентилятор: - «Я буду сидіти на яхті та їсти омарів, а що буде з вами?
Реформи – це реформа ВЛАДИ, а не громадян. І аж ніяк не навпаки.
Анекдот. Зах.. [весь] Влада людей з особливими потребами [1]
WayBe tzs, це ж треба. 13 років тому :)
Вітаю! вірші. [8]
tzs В мене ще його є багато, на ФБ, запрошую у друзі, кому подобається
Мужик впіймав чарівну рибку…
«Пусти мене й бажання швидко
Тобі я виконаю в дар».
«Багатим хочу буть, я.. [весь] вірші. [8]
tzs Знайшов свою творчість на сторінках Вашого сайту, дякую за підтримку вірші. [8]